Ресурсный центр по профоринтации

       Если есть в жизни что-то судьбоносное, так это выбор профессии.  Н.Чернышевский

  Уважаемые посетители!

Наш ресурсный центр по профориентации  поможет Вам получить полезные знания и развить необходимые навыки для правильного выбора профессии.

 

 

Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.

Если Вы правильно выбрали профессию - то:

  • получаете возможность реализовать себя, развить свои таланты и способности

  • получаете основу для уважения окружающих и самоуважения.

  • получаете основу материального благополучия и возможность иметь многое для собственного развития и удовлетворения своих потребностей

  • Вас не минует радость творчества

Мечтаешь стать космонавтом, великим врачом или известным поваром? А хочешь попробовать себя в профессии своей мечты? Мы предоставим такую возможность! 

 

Знаешь ли ты, как это получить:

- Выбрать СВОЮ профессию?

- Оценить СВОИ возможности?

- Общаться с успешными людьми?

- Попробовать себя в том, что ТЕБЕ интересно?

- Получить информацию из первых рук?

 

Мы покажем тебе короткий путь к успеху! 
 

·         Выявим ТВОИ уникальные способности.

·         Поможем ТЕБЕ узнать секреты успешных людей.

·         Поможем ТЕБЕ выбрать правильный вуз.

·         Расскажем ТЕБЕ, какие специалисты сегодня востребованы.

В нашем  ресурсном центре Вы можете получить достоверную информацию:

  • о многообразии мира профессий;
  • о возможностях, путях и условиях получения интересующих Вас профессий;
  • о системе профессионального образования в учебных заведениях города, района, области, страны;
  • об условиях приема и обучения в различных учебных заведениях.

 

 

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ЧЕЛОВЕКУ

 

Г –   Гражданские качества( стремление приносить своим трудом пользу                             обществу);

О  –  Отношение  к  труду  (добросовестность,  дисциплинированность,                                ответственность,  трудолюбие);

Д –    Дееспособность (способность к деятельности: здоровье, активность,                         инициативность, физическая сила,  выносливость, умственные                                     способности);

Е –    Единичные, специальные способности;

            Н -     Навыки, умения, знания, опыт.

 

Что значит фраза «Правильно выбрать профессию?»
Профессия  в  современном  мире  –  это  не  только  «инструмент»  для  создания материальных благ.
Правильно выбранная профессия – это:

  •   путь к познанию и самопознанию;
  •  возможность реализовать себя, развить свои таланты и способности;
  •   основа для уважения и самоуважения человека
  •   радость творчества;
  •  основа материального благополучия и возможности иметь многое для собственного развития и удовлетворения.

 

Профориентация - система мер, направленных на оказание помощи молодёжи в выборе профессии (Википедия).

 

Профориентация реализуется через образовательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Цели и задачи профориентационной работы в школе

 

Цель профориентационной работы

  • оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

  • выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи профориентационной работы в школе

  • получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для распределения их по профилям обучения;

  • обеспечение широкого диапазона профильного обучения;

  • дополнительная поддержка школьников, у которых легко прогнозируются сложности выбора профессии и трудоустройства;

  • выработка системы сотрудничества гимназии с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города и региона.

Основные направления деятельности по профориентационной работе в школе

  • Профессиональной просвещение;

  • Профессиональная диагностика;

  • Профессиональная консультация;

Система профориентационной работы в школе

1-4 классы:

  • формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;

  • развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

5-6 классы:

  • развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;

  • представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”);

  • приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.

7-8 классы:

  • уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору;

  • групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;

9 класс:

  • формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

10-11 классы

  • Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.


План мероприятий по профориентационной работе в школе

 

Работа с учащимися

  • Комплекс профориентационных мероприятий в виде занятий и тренингов по планированию карьеры;

  • Консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые.).

  • Анкетирование;

  • Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия);

  • Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.

 

Работа с родителями

  • проведение родительских собраний, (общешкольных, классных);

  • лектории для родителей;

  • индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;

  • анкетирование родителей учащихся;

  • привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;

  • привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций;

  • помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;

  • помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;

  • избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;

  • создание попечительского совета, включающего работников общеобразовательного учебного заведения, родителей учащихся, частных предпринимателей, оказывающих спонсорскую помощь школе, представителей шефских организаций и т.д.

Цель: содействие в создании условий для полноценного личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения учащихся.

Задачи:

- организовать своевременную комплексную личностно-ориентированную социально-педагогическую, психологическую и правовую помощь обучающимся, воспитанникам, а также тем из них, кто имеет проблемы в общении, обучении, развитии социализации или находится в социально опасном положении, детям-сиротам;

- содействовать в формировании эмоционально благоприятной атмосферы в детских и педагогических коллективах учреждения образования, семьях обучающихся, воспитанников и их социальном окружении;

- предупреждать семейное неблагополучие, социальное сиротство, насилие в отношении детей и осуществлять профилактику асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений обучающихся, воспитанников;

- способствовать формированию навыков здорового образа жизни;

- повышать психолого-педагогическую и правовую культуры всех участников образовательного процесса, активизировать и усилить педагогический потенциал социального окружения;

- защищать права и законные интересы несовершеннолетних.

Тест на профориентацию — первый шаг к успешной карьере!

Выбор профессии — важнейший этап в жизни любого человека. От правильного выбора будущей профессии зависит вся последующая жизнь. И первым шагом в этом деле является тестирование. 

Тест на профориентацию представляет собой комплекс вопросов, отвечая на которые максимально честно, человек проходит объективное тестирование эмоциональных и профессиональных предпочтений, которое позволяет определиться с выбором будущей профессии. Тест на профориентацию помогает выявить интересы и склонность человека к определенной сфере деятельности.

Профориентационные тесты расширяют кругозор человека в мире профессий и определяют его возможное место в нём.

Тестирование позволяет:

  • определить свои профессиональные склонности и способности;
  • выявить свойства характера и личностные качества;
  • прояснить уровень развития своих способностей;
  • выбрать отрасль профессиональной деятельности.                                                                                        

 1. Знакомство с самим собой  

Пройдя эти тесты , ты познакомишься со своими индивидуальными особенностями.

САМООЦЕНКА

ТЕМПЕРАМЕНТ

ХАРАКТЕР

УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ

Выбери специальность

Ваша будущая профессия 

Определение уровня лидерского потенциала

Ваш психотип и склонность к типу профессии

2. Знакомство с профессиями

Пройдя эти тесты, ты сможешь узнать к какому типу профессиональной деятельности ты относишься.

МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЖ. ГОЛЛАНДА

Тест позволяет соотнести склонности, способности, интеллект с различными профессиями.

ТЕСТ КЛИМОВА.

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова предназначен для определения интересов и склонностей человека

Узнай, какая профессия тебе подходит в IT-сфере

 

ВОСЕМЬ ФАКТОРОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

 

ОШИБКИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

 

СЕМЬ ШАГОВ К ВЗВЕШЕННОМУ РЕШЕНИЮ

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ

 

 

КАТАЛОГ ВУЗОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

СПРАВОЧНИК ПРОФЕССИЙ

«Куда поступать?»

http://kudapostupat.by/

 Абитуриент.by. Республиканский веб-сайт.

http://www.abiturient.by/

Журнал «Кем быть?»

http://kem.by/

 Республиканский институт контроля знаний

http://www.rikc.by/

Пятёрка специалистов, которые чаще других находятся в поиске работы

развернуть

Пятёрка специалистов, которые чаще других находятся в поиске работы, выглядит следующим образом:

1. Бухгалтер. Несмотря на то, что такой специалист нужен практически любой фирме, белорусов с дипломом бухгалтера слишком много. Сегодня на рынке труда наблюдается переизбыток этих специалистов.
2. Экономист. Всё вышесказанное про бухгалтера применимо и к этой специальности.
3. Юрист. Специалистов с юридическим дипломом в Беларуси, как говориться, пруд пруди. Данная ситуация сохранится в нашей стране ещё достаточно долго, так что лучше трижды подумать, прежде чем поступать на юридическую специальность.
4. Специалист или инспектор по кадрам.
5. Секретарь.

свернуть

Пятёрка самых востребованных профессий

развернуть

Пятёрка самых востребованных профессий по данным кадровых агентств:

1. Специалисты в сфере IT-технологий, программисты, компьютерщики. Дефицит данной категории профессионалов, по мнению экспертов, в Беларуси будет с каждым годом только расти. Да и зарабатывают они весьма прилично.
2. Рабочие строительных специальностей. Из-за финансового кризиса многие квалифицированные работники строительных организаций уехали или планируют уехать из Беларуси в соседние страны, в первую очередь – в Россию. Поэтому нехватка данных специалистов в нашей стране в данный момент очень велика.
3. Медицинские работники – медсёстры, фельдшеры, врачи. Сейчас в нашей стране наблюдается острая потребность в заполнении вакансий медперсонала. Поэтому те, кто пойдёт учиться в эту сферу, никогда не будет безработными.
4. Инженерно-технические специалисты. Данные профессии были востребованы в Беларуси всегда. Скорее всего, эта тенденция сохраниться и в дальнейшем.
5. Продавцы, кассиры. Торговые сети как в Минске, так и в других городах Беларуси на данный момент развиваются весьма успешно, поэтому потребность в данных специалистах будет только возрастать.
Также весьма востребованы водители городского транспорта, бизнес — аналитики, тестировщики, специалисты внешнеэкономической деятельности, владеющие иностранным языком. Весьма перспективны профессии логиста, дизайнера, архитектора, переводчика и банковского работника. А в сельской местности нужны трактористы, водители, операторы машинного доения, зоотехники, ветврачи и агрономы.

свернуть

ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИИ "ПСИХОЛОГ"

развернуть

Основная задача психолога — помочь людям использовать свои психологические ресурсы наиболее эффективно как в частной жизни, так и в карьере.

Кем можно работать, получив диплом по специальности «психология»

Для дипломированного психолога открыто множество дверей. Немало специалистов этого профиля трудится в сфере здравоохранения, работая медицинскими и клиническими психологами, психологами судебной медицины, психоаналитиками и консультантами телефонных служб психологической поддержки. Психологи необходимы и в сфере образования — школьные психологи, психологи дошкольных заведений и дефектологи всегда востребованы, особенно в частных учебных заведениях. Психолог может передавать свои знания следующему поколению, преподавая психологию в учебных заведениях, а также заниматься исследовательской работой. В последние годы психологи все чаще находят себя в бизнес-сфере — такие профессии, как персональный коуч и бизнес-тренер, весьма популярны. Психологи часто работают в HR-службах. Быстро набирает популярность и такое новое направление, как «поведенческая экономика», возникшее на стыке двух наук — экономики и психологии. Специалисты такого профиля крайне востребованы в маркетинге, ведь они способны анализировать и прогнозировать человеческое поведение в реальной жизни и в бизнес-сфере, а также могут, учитывая эти данные, разработать схемы по увеличению капитала компании.

А есть ли минусы у профессии психолога?

 Эмоциональное напряжение. Очень часто психологам приходится иметь дело с чужими страхами, горем, отчаянием — словом, с самыми темными сторонами человеческой жизни. С одной стороны, психолог должен уметь помочь, а с другой — не допускать чужое горе в свою душу и не позволять личным эмоциям влиять на работу. Поэтому наибольших успехов в этой профессии добиваются стрессо- и эмоционально устойчивые люди.

Высокий уровень ответственности. Психолог понимает, что от его действий может в значительной мере зависеть благополучие и душевное состояние других людей. Такая ответственность может вызывать напряжение и страх совершить непоправимую ошибку. Профессиональные требования

Эмоциональный интеллект. Этот термин обозначает способность понимать чувства других людей и правильно интерпретировать их действия, подбирать «ключ» к любому человеку и умение располагать к себе.

 Общительность. Психолог обязан быть открытым и коммуникабельным человеком. Вам придется очень много общаться с людьми вне зависимости от настроения. Если вы испытываете неловкость, беседуя с незнакомцами, не любите долгих разговоров и новых знакомств, лучше поискать себя в другой сфере.

Тактичность и умение хранить секреты. Несмотря на то, что психология не относится к медицинским наукам, правило «врачебной тайны» действует и здесь: психолог ни при каких обстоятельствах не должен выносить на публику подробности своей работы с конкретными людьми. Он также не должен осуждать своих клиентов, сравнивать их с другими, или каким-либо другим образом проявлять бестактность.

Стрессоустойчивость. Несмотря на то, что психолог должен быть внимателен к переживаниям других, он должен уметь одновременно абстрагироваться от чужих бед. Непредвзятость. Наверняка за годы работы вы встретите множество людей, чьи взгляды не совпадают с вашими. Профессиональный психолог не должен позволять личным убеждениям влиять на работу и на отношение к клиентам.

Творческое начало и гибкость. Все люди разные, и то, что помогло одному, может быть совершенно бесполезным для другого. Психолог никогда не работает по шаблону, и потому он должен уметь сочетать различные методики и адаптировать их под каждого клиента. Стремление и готовность к обучению. Обучение психологии не заканчивается с получением диплома. Психологи учатся всю жизнь — посещают семинары, осваивают новые методики и техники.

свернуть

ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИИ "ЖУРНАЛИСТ"

развернуть

Журналист – это специалист, занимающийся публицистической деятельностью в газетах, журналах, на телевидении и радио, в других средствах массовой информации.

Профессиональные качества

Хороший журналист должен обладать рядом качеств, среди которых важнейшие: коммуникабельность: умение находить общий язык с людьми играет важную роль в получении информации из первых уст; любознательность: креативность.

Написание статей – это творческий процесс; находчивость и сообразительность: эти качества – лучшие помощники в поиске тем и при проведении журналистских расследований; эрудированность: журналист должен вникать в тематику, в которой работает, и хорошо разбираться в ее тонкостях. этичность: важно доносить правдивую и корректную информацию, уважая как своих собеседников, так и тех, кому информация адресована; усидчивость: писать надо ежедневно, чтобы не утратить мастерство. аналитический склад ума: важно не просто собрать информацию, но и проанализировать ее, чтобы читатели, зрители и слушатели могли составить собственное мнение, максимально близкое к объективному. Профессия журналиста считается высоко востребованной.
Главная перспектива – возможность открыть собственное дело в масс-медиа. Это может быть печатное издание, телепроект, информационный сайт или портал.
Карьера

Карьера журналиста заключается в увеличении объема работы, которое приведёт к узнаваемости имени. Фамилии многих журналистов – сами по себе бренд, способный принести прибыль. В печатных изданиях – это получение собственной рубрики, колонки или странички, в телевидении – выделение авторской передачи. Пиком карьеры любого журналиста является профессия редактора.

свернуть

Проект "Персона месяца"

развернуть

Проведение  профессиональных проб  учащихся,  является  одним  из оптимальных  способов  организации профессионального  самоопределения,  в результате  которого  учащиеся  получают сведения  об  элементах  деятельности различных  специалистов,  что  позволяет узнать  профессию  изнутри.  При  этом ученики на собственном опыте узнают о своих  индивидуальных  качествах  и способностях,  а  главное,  могут  сами соотнести  свой  природный  и накопленный  потенциал  с  требованиями конкретной практической деятельности в различных сферах труда. Приобретенный социально-профессиональный  опыт поможет  ребятам  легче  определиться  с теми  направлениями,  которые  им нравятся и где они смогут быть наиболее успешны и конкурентоспособны.

В ходе профессиональных проб для учащихся:

  • даются базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности;
  • моделируются основные элементы разных видов профессиональной деятельности;
  • определяется уровень готовности школьников к выполнению проб;
  • обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб.

 Школьный проект по профориентации "Персона месяца" позволит ребятам пройти профессиональные пробы по разлиным профессиям.

В декабре на сайте прошло голосование "Профессия , которая мне интересна". Были представлены две профессии: врач -офтальмолог и повар - кондитер. Предлагаем вам ознакомиться с профессиограммами данных профессий.

ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИИ "ПОВАР, КОНДИТЕР":

 

Общая характеристика профессии:

Принимает  и  организует  хранение  продуктов  в  соответствии  с санитарно-гигиеническими  нормами.  Производит  первичную  обработку продуктов. Приготавливает и оформляет блюда и кулинарные изделия.

     Работа в системах "человек-техника" (обработка неживых объектов и  использование  технических  приспособлений),  "человек-знак" (использование  хранимой  в  памяти  информации  о  рецептах  блюд)  и "человек - художественный образ" (оформление блюд).  

     Приготавливает  и  оформляет  блюда  и  кулинарные  изделия массового спроса, а также лечебные, диетические и заказные блюда.

     Организует  хранение  продуктов  в  соответствии  с  санитарно-гигиеническими  нормами.  Производит  первичную  обработку  продуктов, закладку  продуктов  согласно  рецептуре.  Несмотря  на  то,  что  повар  на предприятиях  общественного  питания  пользуется  установленными рецептами  блюд,  он  может  вносить  в  них  изменения  в  зависимости  от качества сырья и контингента потребителей

Профессионально важные качества:

  • образная память;
  • эстетический вкус;
  • хорошо развитые обоняние и вкусовые ощущения;
  • аккуратность;
  • подвижность кистей рук, пальцев;
  • физическая выносливость;
  • высокая тактильная чувствительность;
  • творческая мышления;
  • дисциплинированность.

Медицинские противопоказания:

Хронические заболевания органов пищеварения, органов дыхания, опорно - двигательного аппарата, инфекционные аллергические заболевания, кожно - венерические и нервно - психические болезни, бактерио- и вирусоносительство

Квалификационные требования:

Чтобы  стать  поваром,  не  обязательно  иметь  высшее  образование, достаточно  закончить  поварские  курсы  либо  кулинарное  училище,  иметь мастерство  повара,  хорошее  воображение,  фантазию,  эстетический  вкус, физическую  выносливость,  аккуратность,  опыт  работы  в  приготовлении различных  блюд,  знать  кухни  разных  народов  мира,  условия  хранения продуктов, рецепты приготовления разных блюд.

Возможные места работы:  предприятие общественного питания, столовые в учреждениях.

Близкие и родственные виды деятельности: кондитер, пекарь, шеф-повар. 

ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИИ "ВРАЧ - ОФТАЛЬМОЛОГ":

Доминирующие виды деятельности:

  • выявление причин различных заболеваний;
  • оказание своевременной плановой и экстренной медицинской помощи;
  • диагностика и лечение больных в стационаре (больницах) и амбулаторно (например, в поликлиниках);
  • осуществление реабилитационных и профилактических мероприятий;
  • внедрение новых препаратов и лекарственных средств;
  • осуществление санитарно-просветительной работы среди населения;
  • разработка и внедрение новых методов диагностики и лечения различных заболеваний.

    Способности:
  • хорошо развитая словесно-логическая долговременная память (способность в нужный момент оказать своевременную медицинскую помощь, порекомендовать лекарственное средство, необходимое для данного заболевания);
  • способность анализировать факты и логически мыслить;
  • ручная ловкость при проведении различных лечебных процедур;
  • быстрота реакции;
  • психоэмоциональная стабильность и способность переносить большие физические нагрузки; вербальные способности (умение грамотно и в то же время доступно для пациента излагать свои мысли).

    Личностные качества, интересы и склонности:
  • терпеливость и выдержанность;
  • доброжелательность и приветливость;
  • ответственность;
  • тактичность;
  • оптимистичность;
  • готовность в любое время оказать нуждающимся медицинскую помощь.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • безответственность;
  • невнимательность;
  • эгоистичность;
  • несдержанность;
  • жестокость;
  • брезгливость;
  • нетерпимость.
свернуть

Основные задачи центра

развернуть

Основные задачи центра

  1. Профессиональное просвещение школьников, их родителей, учителей, организация широкой пропаганды востребованных профессий.
  2. Ознакомление учащихся с условиями получения профессий в различных типах учебных заведений.
  3. Методическая помощь педагогическому коллективу в изучении профессиональных намерений школьников для дальнейшего развития интересов, склонностей и способностей учащихся через кружки, факультативы, группы интересов и т.д.
  4. Организация процесса познания старшеклассниками своих склонностей, индивидуальных особенностей личности (темперамента, характера, способностей), важных при выборе профессии.
  5. Оказание методической помощи учащимся выпускных классов в принятии решения о выборе профессионального и жизненного пути, содействие выбору профессии.
  6. Оказание консультативной помощи родителям в руководстве выбором профессии их детьми. Проведение индивидуальных и групповых справочно-­информационных консультаций для родителей.

Основные функции центра

  1. Кабинет по профориентации является материальной базой профинформационной, профвоспитательной, профдиагностической и профконсультационной работы в школе.
  2. Кабинет по профориентации оказывает информационно-справочные услуги учащимся, учителям, родителям.
  3. Кабинет по профориентации способствует выявлению интересов и склонностей учащихся.

 

 

 

 

свернуть