- четкость построения по блокам или разделам плана;
- логичность, последовательность изложения;
- аргументированность, сравнение с предыдущим учебным годом;
- точность оценок, исключающих субъективизм;
- применение при необходимости наглядности (графиков, таблиц, диаграмм);
- грамотность оформления
Примерная схема анализа работы МО
- Вступление(о роли и значимости деятельности МО в целом: профессиональное развитие современного педагога – это непременное условие повышения уровня его педагогической компетенции и качества образования. От того, как будет организована работа МО, как каждый педагог будет повышать уровень собственной компетентности, зависит ресурсный, кадровый потенциал развития образования в целом).
(следует указать направления деятельности МО, какие формы работы с кадрами успешно используются в методическом объединении?
Какие инновации внедряются в работу методического объединения)
- Целеполагание(цель и задачи, которые ставились перед МО в текущем учебном году.
(насколько они согласуются с целями и задачами учреждения образования, проблемами педагогических работников (участников МО); педагогическая и управленческая целесообразность решаемых МО задач; степень выполнения поставленных задач, результаты; общая оценка выполнения поставленных задач (полностью, частично); что способствовало (препятствовало) их выполнению.
- Анализ кадрового состава МО
(количество участников, образование, стаж, возраст, квалификационная категория, сроки и место освоения учебных программ дополнительного образования взрослых – повышение квалификации, в каком учебном год подтверждена категория и др. как учтены интересы, профессиональные потребности, уровень компетентности, профессионализма, педагогического мастерства в организации методической работы).
- Обусловленность выбора тематики заседаний МО
(реализация положений государственных нормативных правовых документов; влияние современных тенденций в области образования; связь с тематикой педагогических советов учреждения общего среднего образования, задач реализуемых в текущем учебном году, результаты диагностик, результаты самоконтроля и др.).
- Организация деятельности МО по выполнению плана
(виды, методы, формы, приемы работы; заседания МО, их количество; педагогическая целесообразность обсуждаемых вопросов в рамках каждого заседания; учет профессиональных интересов, потребностей, уровня компетентности, педагогического мастерства учителей при подготовке и проведении заседаний МО; как вопросы, вынесенные на заседания, позволили решать поставленные задачи; эффективность проведенных заседаний их актуальность ).
- Степень творческой активности участников МО
(конкретное участие в деятельности МО каждого педагога: активность в обсуждении вопросов на заседаниях, подготовка учебно-методических материалов, проведение открытых учебных занятий , в какой форме, результативность открытых учебных занятий и внеклассных мероприятий, представление опыта своей работы; уровень взаимодействия с родственными методическими структурами, МГИРО, другими вузами и др.
Основные формы изучения и обобщения педагогического опыта:
открытые занятия по различным темам и вопросам образовательного процесса; педагогические советы, производственные собрания, совещания по проблемам педагогики;
научно-методическая и научно-практическая конференции; педагогическая выставка; педагогические чтения;
диспуты и дискуссии по актуальным проблемам обучения и воспитания; педагогические экскурсии; семинарские занятия по проблемам педагогики;
практикумы по разработке методики изучения и обобщения педагогического опыта; педагогические консультации; творческий отчет).
- Продуктивность педагогической деятельности членов МО
(результаты учебной деятельности учащихся, уровень их развития как основной показатель результативности деятельности МО; участие педагогов в конкурсах профессионального педагогического мастерства; представление проектов на премии и гранты; участие членов МО в конференциях, научно-исследовательской, инновационной деятельности, олимпиадном движении; обобщение и распространение передового педагогического опыта участников МО на уровне учреждения общего среднего образования, района, города; представление опыта в средствах массовой информации; выпуск методической продукции; роль самообразования в личностно –профессиональном развитии и др.
При анализе самообразовательной работы учителей в методическом объединениинеобходимо дать ответы на следующие вопросы:
1.) Имеется ли у каждого члена методического объединения индивидуальная тема для самообразования?
2.) Насколько она связана с общешкольной методической темой?
3.) Когда начата работа над темой, когда предполагается закончить эту работу?
4.) Практическая значимость работы над темой, например, выступление с докладом на заседании методического объединения, педсовета, методического совета, написание авторской программы факультативных занятий и т.д.)
- Работа МО с молодыми педагогами. Организация наставничества
(виды работы, используемые методики, методы, формы в работе с молодыми коллегами, результативность работы наставников – участников МО).
- Характеристика микроклимата в МО
(степень удовлетворенности педагогических работников микроклиматом в МО, уровнем взаимоотношений, качеством методической помощи и повышением профессионального уровня и др. с учетом результатов анкетирования участников МО.).
- Проблемы, над которыми предстоит работать членам МО в следующем году.
(неиспользованный потенциал возможностей МО, факторы, препятствующие его развитию.
- Выводы и предложения по совершенствованию деятельности МО. Определение направлений деятельности, задач на следующий учебный год.
Руководитель МО подпись
Использование различных фраз при подготовке аналитического отчета
- Использование глаголов
что позволяет,
что обеспечивает
что способствует
что помогает
что расширяет
- Данные показатели свидетельствуют о достаточном уровне готовности и являются залогом успешной адаптации
- Вместе с тем, осталась нерешенной…..
- Следует отметить, что наблюдается увеличение (снижение)…., что свидетельствует
- В этой связи необходим более объективно оценивать
- Необходимо расширить взаимопосещение учебных занятий, руководителю МО посетить учебные занятия
- поэтому педагогам необходимо создавать условия, обеспечивающие с наименьшими затратами для здоровья развитие и овладение знаниями и умениями учащихся в соответствии с требованиями образовательных стандартов и учебных программ. Для создания таких условий необходимо неукоснительно соблюдать санитарные нормы и правила к организации образовательного процесса, осуществлять реализацию индивидуального подхода к учащимся с разным уровнем подготовки, осуществлять целенаправленную работу по развитию произвольного внимания, памяти, работать над формированием у учащихся умений сотрудничать со сверстниками, слушать взрослого, способности к волевым усилиям.
- В то же время остается проблемой недостаточный спектр осуществляемых платных услуг в сфере образования. С одной стороны отсутствует инициатива самих педагогов, так как эта работа требует серьезной подготовки со стороны учителя, а оплачивается значительно ниже, чем учебные занятия. С другой стороны родители также не готовы оплачивать дополнительное образование своих детей, предпочитают ограничиться факультативными занятиями. В целях повышения уровня мотивации учащихся и их законных представителей к занятости на образовательных занятиях на платной основе следует организовать рекламную акцию, направленную на ознакомление и пропаганду предлагаемых учреждение образования платных образовательных услуг
- …..такая организация работы лишает учащихся инициативы и снижает их познавательную активность, что также может привести в дальнейшем к снижению уровня успеваемости
- Следует активнее привлекать…..
- Недостаточно используются возможности самостоятельной работы, самостоятельного выбора дифференцированных заданий, чаще используется подача нового материала в готовом виде без самостоятельного поиска
- Работу методического объединения учителей можно считать эффективной, что подтверждается итоговыми результатами их деятельности: качеством обученности учащихся, количеством призеров олимпиад и конкурсов, общим уровнем организации образовательного процесса, участием в методической работе учреждения образования, района, города.
- С целью пропаганды эффективного педагогического опыта….
- Выбор темы по самообразованию основывается на оценке деятельности, видении каждым педагогом своих личностных и профессиональных проблем, умении корректно формулировать цели и последовательно их решать, умении проектировать и контролировать свою деятельность.
- Возможно, целесообразным будет и закрепление за претендентами на высшую категорию ответственного лица из числа членов аттестационной комиссии для оказания помощи в работе и подготовке к квалификационному экзамену
- Собеседование с молодыми специалистами по завершении учебного года свидетельствует о том, что те затруднения, которые они испытывали в начале учебного года, частично ликвидированы. Остается еще проблемой распределение учебного времени на каждом этапе учебного занятия, отбор дидактического материала в соответствии с выбранными формой и типом учебного занятия.
- Таким образом, можно сделать вывод, что в состав методического объединения работоспособный, большая часть которого стремится к распространению своего педагогического опыта, повышению профессионального мастерства.
- Организация работы методического объединения позволяет своевременно выявить негативные отклонения в образовательном процессе, предупреждает возможное снижение творческой активности учителей, повышает их персональную ответственность за результаты обучения.
- Однако недостаточно интенсивно ведется работа по обобщению и распространению опыта работы педагогов, учителя не совсем неохотно принимают участие в конкурсах, не печатаются в СМИ. Данный факт объясняется не неумением педагогов проводить самоанализ деятельности и систематизировать его, а отсутствием у отдельных педагогов мотивации к данному виду деятельности.
- Диагностика показала, что цели и задачи МО значимы для учителей, содержание работы вариативно и интересно, формы методической работы целесообразны и результативны, каждый учитель в полной мере может реализовать себя в педагогической деятельности и участвовать в исследовательской деятельности.
- В 20 /20 учебном году следует продолжить работу по повышению профессионального мастерства через систему повышения квалификации в соответствии с перспективным планом повышения квалификации учителей, через организацию работы семинаров, круглых столов, создание условий для положительной мотивации обобщения актуального педагогического опыта. От решения этих проблем зависит качество образовательного процесса и его результаты, содержание работы методического объединения.
- При подготовке предложений можно использовать следующее:
Для учителей высшей квалификационной категории рекомендуем использовать резервы…..
Для учителей 1 квалификационной категории –затруднения…..
Для учителей без категории и 2 квалификационной категории – проблемы….
Предложения могут носить как критический характер, типа «мероприятие не приносит пользу, только отнимает время педагога, предлагается исключить из плана работы на следующий год», так и конструктивный — «предлагается ряд мероприятий, позволяющих решить ту или иную проблему».
- Созданное единое информационное образовательное пространство позволяет обеспечивать быстрое и своевременное движение потоков информации между всеми участниками образовательного процесса столицы. Данная инфраструктура также предоставляет возможности для оперативного использования информационных коммуникационных технологий как инструментария, обеспечивающего оптимизацию и повышение качества столичного образования:
при организации образовательного процесса через проведение интернет-олимпиад, участие в интернет-проектах, развитие виртуальных музеев, предоставление on-line доступа к электронным средствам обучения и т.д.;
в управлении образованием через электронные паспорта и базы данных, которые обеспечивают оперативный и контролируемый обмен информацией и ее анализ;
во взаимодействии с социумом через организацию общения участников образовательного процесса с использованием сети интернет (проведение интернет-конференций, общегородских родительских собраний в режиме on-line, организация сетевых сообществ, создание сетевых газет и журналов и др.).
- Кроме того, есть проблемы и в работе по повышению профессионального мастерства педагогических кадров. Во-первых, наметилась тенденция невыполнения плана повышения квалификации. Во-вторых, не используется в полной мере потенциал методических формирований. Только 32% педагогов удовлетворены организацией методической работы. Ничего удивительного: есть случаи, когда в состав одного методического объединения включены учителя четырех-пяти специальностей или когда во главе методического объединения стоит молодой специалист. Об эффективности работы таких формирований судите сами. И, наконец, в-третьих, формально осуществляется руководство самообразовательной деятельностью педагогов. Не стала серьёзным механизмом повышения качества образования и организация работы по изучению, обобщению и распространению успешного педагогического опыта. Результативность участия учреждений образования района в городском конкурсе «Опыт и инициатива педагогов – ресурс образования столицы» составляет в среднем 7,5%. За 3 года только одно призовое место на конкурсе «Столичный учитель – столичному образованию». Нет призовых мест и в конкурсе «Академия урока». Напрашивается вывод, что работа по развитию профессиональных компетенций педагогов в районе пока еще малоэффективна.
свернуть