Социально-психологическая поддержка

соц. псих. служба

 

Основные направления деятельности педагога социального и педагога-психолога

I. Мероприятия по профилактике:

  • зависимого поведения учащихся (вредные привычки, компьютерная зависимость);
  • психоэмоционального неблагополучия, суицидального поведения;
  • отклоняющегося поведения, правонарушений;
  • семейного неблагополучия;
  • эмоционального выгорания (для педагогов).

II. Просвещение учащихся, родителей, педагогов по вопросам:

возрастных особенностей школьников;

  • детско-родительских отношений;
  • оптимизации педагогического взаимодействия;
  • профориентации;
  • ценностно-смыслового самоопределения.

III. Консультирование учащихся, педагогов, родителей:

тематическое (по определенным темам, согласно плану);

индивидуальное (по запросам).

IV. Диагностическая работа:

  • изучение процесса адаптации учащихся (1, 5, 10 классы);
  • индивидуально-психологическая диагностика одаренных и высокомотивированных учащихся;
  • изучение профессиональной направленности выпускников;
  • социально-психологическая диагностика допризывников;
  • индивидуально-психологическая диагностика по запросу (определение возможных причин проблемной ситуации).

V. Коррекционно – развивающая работа:

интерактивные, тренинговые занятия с учащимися по формированию определенных качеств, форм поведения, содействующих преодолению возникших проблем

VI. Работа  по защите прав и законных интересов несовершеннолетних:

  • сопровождение детей и реабилитация семей, находящихся в социально опасном положении;
  • работа с учащимися, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа, с учащимися, признанными находящимися в социально опасном положении;
  • сотрудничество с ИДН.

Педагог-психолог

Болотько Екатерина Николаевна

тел. +375336077401

День недели Время работы Перерыв на обед
Понедельник 8:00 - 19:00    
13:00 - 13:30
Вторник 8:00 - 19:00    13:00 - 13:30
Среда 8:00 - 19:00   
13:00 - 13:30
Четверг 8:00 - 19:00    
13:00 - 13:30
Пятница 8:00 - 19:00    
13:00 - 13:30
Суббота 8:00 - 16:30    
13:00 - 14:00

Индивидуальные консультации для:

педагогов: понедельник – 11:00-13:00

родителей: среда – 16:00-19:00

учащихся: пятница – 14:00-17:00

Признаки зависимости от азартных игр

Алкоголизм, наркомания, компьютерная зависимость, зависимость от азартных игр — это все понятия, стоящие в одном ряду. Механизмы формирования всех зависимостей, к сожалению, одни и те же. Как правило, в их основе чаще всего лежат и похожие психологические механизмы.
развернуть

В самостоятельное заболевание зависимость от игры — гэмблинг, лудомания, игромания, — была выделена совсем недавно. Сейчас к ней относятся так же, как и к другим зависимостям — алкоголизму, наркомании.

Выделяют такие симптомы «игровой наркомании»:

1. Каждый день, без пропусков, играете на компьютере;

2. После начала игры теряете чувства времени;

3. Не хочется оставлять игру незавершенной;

4. Едите без отрыва от монитора;

5. Не признаете, что слишком много времени проводите за игрой на компьютере;

6. Окружающие начинают упрекать вас тем, что вы проводите много времени возле монитора;

7. Не прекращаете игру, если достигнете какой-то уровень сложности, идете дальше;

8. Сравниваете свои результаты со старыми и гордитесь этим, сообщаете об этом всем, ком только можно;

9. Играете в разгар работы, учебы;

10. Как только члены семьи направляются из дома, бросаетесь к компьютеру и с чувством облегчения начинаете играть.

Классический сценарий быстрого развития игровой зависимости таков: человек, только что познакомившийся с той или иной игрой, практически тут же становится обладателем крупного выигрыша. Подавляющее большинство людей в данном случае не принимают решения остановиться на этом, а продолжают делать ставки с целью обрести еще больший доход. Это, в конце концов, приводит к исчезновению как выигрыша, так и начального капитала. Горький опыт не служит поводом прекратить пагубное увлечение азартными играми. Наоборот, проигрыш разжигает еще большее желание возместить потерю, и человек продолжает играть в ущерб себе. Такой особенностью психического поведения по отношению к азартным играм большинства людей пользуются игорные дома и казино. Они зачастую специально сразу дают новичкам выиграть, чтобы у тех возникло желание играть дальше и дальше ради еще большей прибыли.

В отличие от родственных заболеваний наркомании и алкоголизма, эта более близка к психическим болезням, не затрагивает физического здоровья. Но принцип самого влечения у нее схож. Если при наркомании и алкоголизме физические симптомы указывают на болезненное состояние, то в случае игромании такого естественно не наблюдается.

Букмекерские конторы: выигрывают они, проигрываешь ты!

свернуть

Информации об ответственности за незаконный оборот наркотических средств, распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или Пива, последствий их употребления, внешних признаках наркотического, алкогольного опьянения

Мы приведем несколько фактов, которые помогут вам выявить возможность возникновения наркотической зависимости у вашего ребенка. Ведь наркомания развивается не за несколько часов, на это уходят месяцы, и своевременное выявление признаков зависимости и грамотная беседа помогут вам убедить ребенка не принимать наркотик или хотя бы быть более осторожным впредь.
развернуть

На что Вы обращаете внимание? В первую очередь Ваше внимание привлекает пять главных симптомов или признаков, которые безошибочно могут быть вами определены: Резкие перепады настроения, причём эти перепады настроения ни в коей мере не связаны с реальной действительностью, которая окружает вашего ребенка. Беспечная веселость и энергичность быстро беспричинно сменяются апатией, безразличием, нежеланием ничего делать;

Изменение ритма сна: ребёнок в течении дня может быть сонлив, вял, медлителен, а к вечеру, придя с прогулки, проявляет энергичность, желание что-либо делать, ребёнок не засыпает вовремя;

Изменение аппетита и манеры употребления пиши, у ребёнка меняется ритм еды: он может целыми днями ничего не есть, не страдая от голода, и вдруг придя с прогулки, он может жадно набросится на еду и съесть гораздо больше, чем это возможно при даже сильном голоде;

Абсолютная безучастность и отсутствие интереса к тому, что происходит в доме; Безосновательная раздражительность, нетерпимость, иногда плаксивость, очень часто агрессивность.

Те признаки, которые уже были названы, вполне достаточны для того, чтобы начать разговор с ребёнком о том, что с ним происходит.

Следующий момент является очень важным проверочным моментом, не напрасно ли Вы беспокоитесь. В разговоре с ребёнком Вы упоминаете слово наркотик, и если Вы видите настороженность ребёнка, это говорит о том, что ребёнку есть что скрывать, и очень важно продолжить с ним разговор.

Еще одним очень важным признаком, на который следует обратить внимание, является манера разговора ребёнка, а не только его эмоциональная реакция. Вы обращаете внимание на время, которое проходит между вопросом, который Вы задаёте, и ответом, который даёт Вам ребёнок. Это — так называемая задержка общения, задержка ответа. Вы обращаете внимание на то, что вопросов и получением о твета от вашего ребёнка очень большая пауза, вне зависимости от того, что пауза может быть заполнена большим количеством слов. Эта задержка, с одной стороны, говорит о том, что ребенок погружен в очень тяжелые накопившиеся у него переживания, а с другой, что он полностью отсутствует во время разговора с вами, и конечно, он не ориентирован на то, чтобы откровенно дать Вам какую- либо информацию о своём самочувствии или своём поведении.

Если Вы обнаруживаете такие моменты в повелении ребёнка, то Вам нужно идти дальше и на этом этапе не только наблюдать за своим ребёнком, но и получить консультацию у подросткового врача-нарколога. Помощь можно получить по тел. 223-12-12; 223-11-20.

О вреде курительных смесей

Медики едины в своём мнении, что курительные миксы оказывают пагубное влияние на организм. Воздействие ароматического дыма смесей несёт в себе 3 типа опасности:

1. Местные реакции, возникающие в результате непосредственного раздражающего действия дыма на слизистые оболочки.

Практически все курильщики миксов жалуются на кашель, слезотечение, осиплость горла во время и после курения. Регулярное попадание ароматного дыма на слизистую вызывает хронические воспалительные процессы в дыхательных путях (фарингиты, ларингиты, бронхиты). Велика вероятность возникновения злокачественных опухолей ротовой полости, глотки, гортани и бронхов.

2. Центральные реакции

Воздействие компонентов дыма миксов на центральную нервную систему зависит от состава смеси. Реакции курильщиков весьма многообразны: это может быть эйфория, беспричинный смех или плач, нарушение способности сосредоточиться, ориентироваться в пространстве, галлюцинации, полная потеря контроля над собственными действиями. Все эти реакции сами по себе несут угрозу жизни человека. Известны случаи, когда обкурившиеся подростки отправлялись на прогулку через окно 8-го этажа, срывати с себя одежду и бегали голышом по морозу.

Но эти непосредственные реакции — не самое большое зло. Систематическое курение миксов приводит к необратимым деструктивным процессам в центральной нервной системе. Снижается внимание, ухудшается память, замедляется мыслительная деятельность, появляется склонность к депрессиям. Уже доказано, что большинство курительных смесей вызывают наркотическую зависимость. Главный санитарный врач России Г. Онищенко убеждён, что курительные смеси могут привести человека к тяжёлой инвалидности по психическому заболеванию.

3. Токсические реакции

Недозированное поступление с ароматическим дымом сильнодействующих веществ в организм может вызвать непредсказуемые эффекты. Тошнота, рвота, сердцебиение, повышение артериального давления, судороги, потеря сознания, вплоть до комы. С такими симптомами в прошедшем году госпитализированы десятки потребителей курительных смесей практически во всех крупных городах России. В большинстве своём это подростки.

Еще раз о вреде.

Практически все курильщики «легальных» наркотиков рано или поздно начинают жаловаться на пропадание голоса, кашель, слезотечение. Есть вероятность возникновения бронхиальной астмы и

злокачественных опухолей гортани, бронхов или ротовой области. Одной из первых страдает нервная система. Курильщики перестают ориентироваться в пространстве, появляется беспричинный смех и галлюцинации. Известны случаи, когда подростки «прыгали в воду» со стула головой в низ, находясь в своей квартире. Непоправимый вред курительные смеси наносят на все органы человека, эффект от сильнодействующих веществ непредсказуем. Передозировка вызывает рвоту, сердцебиение, часто потерю сознания и даже кому.

 

 

 

 

 

История использования курительных смесей

На первый взгляд употребление курительных смесей — новомодное веяние: только пару лет назад мы впервые услышали о них. На самом деле, истоки этого явления следует искать в глубокой древности. Знахари, колдуны, шаманы издревле широко применяли в своей практике растения, изменяющие сознание.

Однако такого широкомасштабного использования энтеогенов (растений, употребление которых воздействует на психику человека) история не ведала. Первые пакетики со смесью появились в продаже в 2007 году. За 2 года никому не известный товар приобрёл бешеную популярность. Табачные лавки, киоски, интернет - магазины, а кое — где даже прилавки супермаркетов запестрели обилием пакетиков с курительными миксами. Мода на курительные смеси или спайсы молниеносно распространилась среди молодёжи.

Волна эта захлестнула не только Россию, но и всю Европу. Однако в большинстве европейских стран, таких как Великобритания, Франция, Германия, Австрия, Польша, Швейцария, быстро разглядели скрытую угрозу и незамедлительно отреагировали запретом на распространение и использование курительных смесей.

Вопрос о том, откуда взялись современные курительные смеси, остаётся открытым. Кто-то считает, что рецептура основного числа таковых разработана в лабораториях США, кто-то винит в их распространении Голландию и Великобританию, кто-то считает, что массовые поставки этого зелья в Россию осуществляет Китай. Па сегодняшний день этот вопрос уже не так актуален: запрет на курительные смеси вступил в силу. Началось массовое изъятие курительных смесей в местах продаж, а на многих сайтах, торгующих смесями, появилась надпись: «Работа сайта временно приостановлена». Хочется надеяться, что на этом история распространения курительных смесей в России закончится.

Что же такое курительные смеси?

Продавцы курительных смесей позиционируют свой товар, как благовония, абсолютно безвредные для организма. Все курительные смеси имеют растительное происхождение. Специальным образом подготовленное натуральное сырьё: корни, стебли, цветы, семена и листья различных растений, а так же их экстракты расфасованы в небольшие герметичные цветные пакетики. Многие травы, входящие в состав курительных смесей сами по себе являются лекарственными.

Релаксация, очищение организма, успокоительный и антидепрессивный эффект, повышение жизненного тонуса: такое влияние оказывают курительные смеси, если верить продавцам этого товара. Выглядит всё вполне безобидно, если оставить без внимания тот факт, что большинство смесей не подвергались экспертизе в органах Роспотребнадзора, безопасность этой продукции не подтверждена никакими документами.

Сегодня доказано, что большинство компонентов этих курительных миксов обладает серьёзным психотропным эффектом, токсическим действием; длительное употребление курительных смесей приводит к зависимости, сродни наркотической. Сама терминология, которой пользуются

курильщики, наводит на мысль о том, что курительные смеси - наркотические вещества: «подсел на спайс», «держит 5-6 часов» и пр.

Использовать курительные смеси можно разными способами: кто-то набивает ими трубку, кто-то изготавливает самокрутки, кто-то сжигает их в аромалампе, и тогда все присутствующие в помещении имеют возможность испытать психоделическое воздействие ароматного дыма. Нередко опытные потребители миксов курят через пипетку, жестяную банку или бутылку: все эти способы - наследие курильщиков марихуаны и гашиша.

Какой-то научной классификации курительных смесей не существует: систематизировать столь быстро множащийся ассортимент продукта, так стремительно заполонившего рынок, учёные ещё не успели. Сами продавцы и потребители по глубине и длительности эффекта делят смеси на сильные, средние и слабые.

По составу курительные смеси условно делятся на 2 группы:

1. Смеси, состоящие из исключительно натуральных компонентов, смешанных в определённых пропорциях.

Распространённые в средней полосе России растения (клевер луговой, роза, алтей, пустырник, кувшинка белая, ландыш и пр.) соседствуют в курительных миксах с экзотическими (голубой лотос, индейский воин, маккона брава, канавалия морская и пр.). Многие из этих растений уже внесены в список наркотических:

Лист шалфея предсказателей SalviaDivinorum(содержит вещество сальвинорин, которое является сильнейшим галлюциногеном);

Семена розы гавайской ArgyreaNervosa(ЛСД-подобное воздействие: нарушение восприятия, мышления, ориентации в пространстве, стойкий депрессивный эффект); Листья и цветки голубого лотоса NympheaCaerulei(содержат апоморфин, который по психотропному эффекту очень близок к экстези).

Курительные смеси, содержащие хотя бы один из этих компонентов - уже вне закона.

2. Смеси, компоненты которых обработаны химическими веществами

Так в наиболее популярных курительных смесях (SpiceDiamond, Chillin, YucatanFire, ZoHai) выявлена высокая концентрация синтетическогоканпабиноидаJWH-018.

Естественные каннабиноиды содержатся в листьях конопли и являются основным действующим психотропным веществом этой травы. Синтетические аналоги этих веществ, разработаны в США профессором Джоном Хоффманом (аббревиатура JWHв названии каннабиноидов - ничто иное, как инициалы этого учёного). По силе галлюциногенного эффекта синтетические канабиноиды превосходят естественные в 5 раз, а зависимость от них развивается в 2 раза быстрее.

Все смеси, содержащие в себе синтетические компоненты (а таковых в составе курительных смесей насчитали 23), подлежат изъятию из оборота и запрещены к употреблению.

 

 

молодежи спайсами - курительными смесями, которые, как утверждали продавцы, абсолютно безвредны для здоровья. Якобы они не являются наркотическими веществами и не дают того эффекта, который люди ждут от приема наркотиков. Но вред от курительных смесей есть, чему стали свидетелями многочисленные врачи карет скорой помощи, которые неоднократно выезжали на вызовы по поводу явного наркотического опьянения у молодых людей, которые покурили спайсов. Дальше - больше, прокуратуры разных городов ст&та заводить уголовные дела по поводу самоубийств молодых людей, которые обкурились какого-либо вида смеси и попали в состояние непереносимой депрессии, и лишили себя жизни.

В дальнейшем стали проводиться исследования влияния курительных смесей, и выяснилось, что многие из них содержат в себе такие растения, как голубой лотос, индейский воин, маккона брава, канавалия морская, шалфей предсказателей. Практически все из этих растений имеют психотропное или же галлюциногенное действие, и уже внесены в список опасных веществ. Помимо того, спайсы часто сбрызгивают каннабиноидным раствором, который производится даже не из марихуаны, а из синтетических каннабиноидов, привыкание к которым в пять раз сильнее, чем к природной марихуане. Вред от курительных смесей и естественного состава и искусственно обработанных велик, так как к ним развивается привыкание.

Ароматический дым, который вдыхают курильщики, несет в себе три угрозы. Во-первых, из- за систематического вдыхания ароматического дыма появляются местные реакции организма в виде постоянного раздражения слизистой оболочки гортани и носовой полости. Потому практически все курильщики спайсов жалуются на осиплость голоса до курения и после, на раздражающий слизистую кашель, слезотечение, которое может длиться часами после курения. Регулярное воздействие дыма на дыхательные пути вызывает воспаления в них, которое провоцирует развитие хронических фарингитов, ларингитов, бронхитов. Вред от курительных смесей и их дыма настолько высок, что в несколько десятков раз повышается вероятность возникновения злокачественных новообразований во рту, глотке, гортани и бронхах.

Во-вторых, компоненты дыма от курительных смесей воздействуют на центральную нервную систему. Влияние это зависит от состава смеси. Так как составы могут разниться, то и проявления у курильщиков будут разные. Могу быть такие реакции, как эйфория, беспричинный плач, непрекращающийся смех, глубочайшее состояние депрессии, нарушение способности ориентирования в пространстве, неспособность сосредоточиться, галлюцинаторные явления, полная потеря контроля над собственными действиями, сильная агрессия. Известны случаи, когда обкурившиеся подростки в таком состоянии бросались с крыши многоэтажки вниз, снимали одежду и сидели на морозе в голом виде. Но единичные реакции - это не самое большое зло.

Дело в том, что регулярное курение спайсов вызывает необратимую деструкцию центральной нервной системы. Постепенно человек сам будет замечать, что у него значительно снизилось внимание, ухудшилась память, мыслительные способности упали, и появилась депрессия. Долговременное курение смесей приводит к тяжелой форме инвалидности.

В-третьих, вред от курительных смесей заключается в том, что организм при курении сильнодействующих веществ подвергается сильному токсическому воздействию. Реакция на эти токсины непредсказуема: человека может сильно тошнить и рвать, у него может значительно повыситься артериапыюе давление и усилиться сердцебиение, начаться судороги, потеря сознания может быть долговременной и привести к коме.

Проблема при лечении пациентов с такими симптомами заключается в том, что в крови обкурившегося нельзя обнаружить следов употребления какого-то конкретного вещества, потому врачи зачастую не могут оказать должной помощи пострадавшему из-за курения спайсов. Сейчас разработано несколько методик по обнаружению наркотических веществ из миксов в крови человека, но действуют они лишь только при прохождении с момента курения около полусуток. За это время при сильном отравлении у человека может наступить летальный исход. Потому в городах Российской Федерации, а также в соседних странах курение спайсов приравнено к наркотикам, и при обнаружении подобных смесей их изымают.

свернуть

Невредные советы

Оставаясь дома в одиночестве, перечитай сказку «Волк и семеро козлят». Открывать дверь не советуем ни при каких обстоятельствах. Если голос за дверью похож на мамин или папин, то к нему прилагается собственный ключ от квартиры. А все, кто называет себя электриками  или сантехниками, на самом деле могут оказаться волками.
развернуть

Уходя из дома без разрешения бабушки и дедушки, не думай, что тебе встретятся заяц, волк, а потом медведь. Очень может быть, что гораздо раньше ты попадешься лисе. И тут добра не жди. Проверено на колобках.

Надевая сапоги скороходы, не забывай о правилах дорожного движения. Перебегай улицу только в специально обозначенных местах. Это касается и катания на ковре-самолете, самокате, скейте, роликах и велосипеде. В противном случае даже Маленький Мук от больших мук не застрахован. Да и что скажут родители, если из-за тебя чья-то карета превратится в тыкву?

Прежде чем кататься на замершей речке, убедись в прочности льда и обходи стороной проруби. В последнее время часто не Емели ловят волшебных щук, а волшебные щуки – Емель.

Никогда не садись в незнакомую машину. Из нее могут улыбаться милые люди и очень ласковым голосом приглашать тебя покататься. Но ты вспомни историю Кая. Снежные королевы теперь не ездят в каретах и не боятся лета. У них в машинах есть кондиционер. Чертогов Снежной королевы ты не увидишь и домой сможешь не попасть.

свернуть

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

1. К уголовной ответственности привлекаются лица, совершившие преступление в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ (ст. 30).
развернуть

 2. Перемещение через таможенную границу Республики Беларусь наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации (ст. 228).

 3. Незаконные без цели сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических веществ, психотропных веществ либо прескурсоров (вещества, которые используются для изготовления наркотических средств) с целью изготовления таких средств или веществ наказываются  лишением свободы на срок до пяти лет (ст.328, ч.1).

 Незаконные с целью сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка либо незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо прескурсоров с целью изготовления таких средств наказываются ограничением свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации имущества (ст.328, ч 2).

 Действия, предусмотренные частью 2 ст. 328, совершенные повторно наказываются лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации имущества (ст.328, ч 3).

 Действия, предусмотренные частями 2 и 3 ст.328, совершенные организованной группой, наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации имущества (ст.328, ч 4).

 Лицо, добровольно сдавшее наркотические средства и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступления, связанного с незаконным оборотом этих средств, веществ, изобличению лиц, их совершивших, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление (примечание к ст. 328)

 4. Посев или выращивание с целью сбыта или изготовления наркотических средств запрещенных к возделыванию растений наказываются штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок (ст. 329 ч.1).

 Те же действия, совершенные повторно наказываются ограничениями свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет  (ст. 329 ч.2).

 Те же действия, совершенные организованной группой наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации имущества (ст. 329 ч.3).

 Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ наказывается арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок (ст. 331, ч.1).

 То же действие, совершенное в отношении двух или более лиц, либо несовершеннолетнего, либо с применением насилия, либо лицом, ранее совершившим преступления, наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет (ст. 331, ч.2).

 Предоставление помещений для потребления наркотических средств, психотропных веществ или других средств, вызывающих одурманивание наказываются штрафом или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет (ст.332, ч.1)наказываются штрафом или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет (ст.332, ч.1)

5.Нарушение правил обращения с наркотическими средствами и психотропными веществами

Нарушение правил производства, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения наркотических средств или психотропных веществ либо веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, находящихся под специальным контролем, совершенное лицом, обязанным соблюдать указанные правила, повлекшее по неосторожности утрату или расхищение названных средств, веществ или предметов, – наказывается штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения (ст. 330)

 

 

6. Статья 331.

Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их препаратов

1. Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ – наказывается арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. То же действие, совершенное в отношении двух или более лиц, либо несовершеннолетнего, либо с применением насилия, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 327, 328 и 329 настоящего Кодекса, – наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

7. Статья 332.

Организация либо содержание притонов для потребления наркотических или иных одурманивающих средств

1. Предоставление помещений для потребления наркотических средств, психотропных веществ или других средств, вызывающих одурманивание, – наказывается штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет.

2. Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств, психотропных веществ или других средств, вызывающих одурманивание, – наказываются ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.

 

Кодекс об административных правонарушениях

 Республики Беларусь (извлечения)

 

Посев или выращивание без цели сбыта или изготовления наркотических средств, психотропных веществ, запрещенных к возделыванию растений и грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества,  влечет наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин (ст. 16.1)

 

Статьи 328-332 Уголовного Кодекса Республики Беларусь

Статья 328.

Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров

1. Незаконные без цели сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ либо прекурсоров с целью изготовления таких средств или веществ – наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

2. Незаконные с целью сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка либо незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо прекурсоров с целью изготовления таких средств или веществ – наказывается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации.

3. Действия, предусмотренные частью второй настоящей статьи, совершенные повторно, либо группой лиц, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 327, 328, 329 и 331 настоящего Кодекса, либо в отношении наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере, – наказываются лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.

4. Действия, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, – наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.

Примечание

Лицо, добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества или прекурсоры и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступления, связанного с незаконным оборотом этих средств, веществ, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление.

 

свернуть

Предупреждение насилия над детьми в киберпространстве

Создание и быстрое распространение новых информационных и коммуникационных технологий, особенно Интернета, привело к возникновению новых способов общения. Например, социальные Интернет-сети способствуют общению между большими группами людей, проживающих в разных странах и, кроме этого, предоставляют своим пользователям возможность значительно расширить круг знакомств.
развернуть

Благодаря информационным и коммуникационным технологиям, появились новые источники для развлечений и организации досуга, которые были ранее недоступны. Кроме этого, созданы многочисленные пути для обмена информацией, обучения, поиска работы, часто коммерческие сделки также осуществляются через Интернет.

Но наряду с очевидными плюсами и несомненным удобством, развитие Интернета, мобильной связи и других видов коммуникаций, привело к возникновению новых опасностей. Основные из них: Интернет-зависимость, уход от реальной жизни в виртуальный мир и насилие над детьми в киберпространстве.

Насилие над детьми в киберпространстве

Киберпространство является новой социальной средой, которая отличается от реального мира. Термин был создан Уильямом Гибсоном в 1984 году. Сейчас он используется для обозначения глобального информационного пространства, в котором происходят телефонные разговоры, общение в чатах, онлайн дискуссии и другие виды компьютерной связи. Интернет также является частью киберпространства. Часто киберпространство называют виртуальным пространством.

Но, несмотря на отличие виртуального мира от реального, их объединяет то, что в этих мирах существуют опасности, с которыми может столкнуться любой человек, независимо от его возраста, пола и социального положения. Также как и в реальном мире, в киберпространстве наиболее уязвимыми являются дети.

Сегодня для многих детей Интернет стал важной частью их жизни. Они пользуются им для различных целей, но в основном - для получения информации, для общения. В пределах виртуального пространства дети вступают в такое же взаимодействие, как и в реальном мире: общаются с друзьями и сверстниками, доверяют им свои секреты и обмениваются информацией. Согласно проведенным в некоторых странах опросам, в Интернете дети, в основном, общаются с родственниками, с «виртуальными друзьями», а также с незнакомцами. Следует учитывать, что чаще всего, «виртуальные друзья» - это тоже незнакомцы, с которыми дети в реальной жизни не встречались. Среди этих незнакомцев могут оказаться злоумышленники, общаясь с которыми, ребенок может пострадать от насилия.

Несмотря на то, что проблема насилия над детьми в киберпространстве является новой, она становится актуальной во всем мире. И поэтому в виртуальном пространстве, так же, как в реальном мире, должна быть создана система защиты детей от насилия.

На сегодняшний день специалисты выделяют следующие виды насилия и вредного воздействия на детей в киберпространстве с использованием информационных и коммуникационных технологий:

  1. Приставание или «обхаживание» в сети (груминг) - вхождение взрослого человека в доверие к ребенку с целью использовать его в дальнейшем для своего сексуального удовлетворения.
  2. Буллинг - насмешки, оскорбления, запугивание, то есть психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого сверстника страх и тем самым подчинить его себе.
  3. Показ или распространение в киберпространстве материалов, которые могут нанести психологический или физический вред ребенку.
  4. Производство, распространение и использование детской порнографии и материалов, изображающих сексуальное насилие над детьми.

Приставание или «обхаживание» в сети (груминг)

Киберпространство дает возможность устанавливать контакт с ребенком без ведома взрослых. Дети обращаются к виртуальным друзьям за помощью и для решения своих проблем. Специалисты считают, что те дети, которым трудно заводить друзей в школе, во дворе, которые не находят понимания среди близких, чаще других своих сверстников ищут дружбы и общения в Интернете.

Как и в реальном мире, взрослый, желающий вступить в контакт с ребенком, стремится попасть туда же, где ребенок находится. Злоумышленники, обитающие в киберпространстве, и охотящиеся за детьми, чаще всего устанавливают контакты с ними в чатах, при обмене мгновенными сообщениями, по электронной почте или при обсуждениях каких-либо тем на форумах. Они хорошо осведомлены о музыкальных новинках и современных увлечениях детей и могут поддержать разговор на любую тему. Наблюдая за участниками, или взаимодействуя с ними, взрослый определяет потенциально уязвимых детей, которые кажутся одинокими, чем-то расстроенными или тех, кто ищет помощи и поддержки. Злоумышленники выслушивают их проблемы, сочувствуют им и постепенно завоевывают доверие. Как правило, являясь хорошими психологами, они стараются привлечь ребенка к себе вниманием, заботой, добротой и даже подарками.

После установления контакта онлайн, взрослый может начать убеждать ребенка перейти из публичного чата в более уединенное место, например в частный чат, или продолжить общение при помощи электронной почты или скайпа. Если ребенок соглашается и продолжает общение, взрослый может приступить к более интенсивному процессу обхаживания. Он начинает постепенно втягивать ребенка в обсуждении интимных вопросов, показывать материалы откровенно сексуального характера, пытаясь ослабить моральные запреты, сдерживающие детей.

Если ребенок не противится получению таких материалов, то злоумышленники постепенно оценивают возможность встречи с ними в реальной жизни.

Выбранный в качестве жертвы ребенок может быть также вовлечен в изготовление порнографии. Злоумышленник просит его выслать свои фотографии, и в дальнейшем использует их для изготовления порнографической продукции или фотографируют ребенка при помощи веб-камеры для этих же целей. Эти материалы могут использоваться для шантажа ребенка, если он будет отказываться от встречи в реальном мире и от вступления в сексуальные отношения со злоумышленником.

Иногда взрослый человек получает возможность склонить ребенка к занятию сексом без применения угроз или физической силы. Например, груминг сопровождается обещанием подарков. Однако и в этом случае ребенку наносится серьезный психологический вред.

Груминг является достаточно длительным процессом и может быть прерван на любом этапе, если злоумышленник почувствует, что он не сможет достичь своей цели.

Буллинг (английское слово буллинг (bullying, от bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник)28

Этот вид насилия получил широкое распространение в среде подростков.

По мнению большинства специалистов, буллингу присущи следующие основные признаки:

-  агрессивное и негативное поведение по отношению к выбранной «жертве»;

-  такое поведение не является кратковременным, оно осуществляется регулярно и на протяжении длительного времени;

-  такое поведение является не случайным, а умышленным.

В реальной жизни различают три основных вида буллинга:

Физический - агрессия с физическим насилием.

Поведенческий- жертву вынуждают пережить оскорбительные и унижающие достоинство обстоятельства (сплетни, бойкоты, вымогательства, шантаж).

Словесный- унижение с помощью непристойных слов, издевательских ярлыков, кличек и т.д.

Новейшее «достижение» в этой области так называемый кибербуллинг,то есть буллинг, осуществляемый с помощью электронных средств коммуникации. Он обладает теми же основными признаками, что и в реальной жизни.

Специфические особенности киберпространства, в частности Интернета, такие как анонимность и, возникающее в связи с этим чувство безнаказанности, способствуют тому, что некоторые дети начинают издеваться над своими сверстниками, используя современные информационные и коммуникационные технологии. Они чувствуют себя в полной безопасности и считают, что в виртуальном мире они недосягаемы и в силу этого могут позволить себе такие действия, на которые не решились бы в реальной жизни.

Издевательство и унижение в киберпространстве могут осуществляться путем передачи оскорбительных или угрожающих СМС по мобильному телефону и рассылок по электронной почте. В Интернете создаются специальные сайты, посвященные учащимся, которые по тем или иным причинам становятся «изгоями». На этих сайтах размещаются компрометирующие их фотографии с уничижительными комментариями, часто сексуального характера, распространяются неприличные слухи.

Иногда, наоборот, от имени того ребенка, который подвергается буллингу, рассылаются оскорбительные сообщения в адрес других сверстников.

Имели место случаи, когда на видеокамеры мобильных телефонов записывались сцены издевательств детей над своими сверстниками, а затем эти записи размещались в Интернете и рассылались на мобильные телефоны других школьников.

Типичные жертвы буллинга, как в реальном мире, так и виртуальном пространстве, как правило, обладают следующими характерными чертами: пугливы, чувствительны, замкнуты и застенчивы; часто тревожны, неуверенны в себе, имеют низкую самооценку; склонны к депрессии;

в большинстве своем не имеют ни одного близкого друга и охотнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками.

Если это мальчики, то они могут быть физически слабее своих ровесников.

Иногда жертвами буллинга становятся дети, отличающиеся от своих сверстников каким-либо талантом или способностями.

Часто причиной буллинга могут стать социально-экономические факторы, например, социальное неравенство. Дети из бедных и неблагополучных семей вымещают свою фрустрацию на более благополучных сверстниках, заставляя их испытывать страх и одновременно чувство своей неполноценности по сравнению с более сильными, мужественными, неуправляемыми и «крутыми» выходцами из «низов».

Хотя бывают и обратные ситуации, когда преследованиям подвергаются дети из малообеспеченных семей, которые не могут «соответствовать» установленным в подростковой среде «критериям». У них нет «навороченных» мобильных телефонов и супермодной одежды, их не привозят в школу на машинах личные водители, и они не отдыхают летом на курортах Средиземного или Красного моря.

Последствия буллинга могут быть крайне разрушительными. У тех детей, кто подвергся этому виду насилия, может возникнуть ощущение, что им некуда скрыться:

-  они испытывают тревогу по поводу того, что за их унижением может наблюдать большая аудитория в киберпространстве;

-  у них могут начаться трудности межличностного общения;

-  некоторые из тех, кто подвергался буллингу, впоследствии сами начинают унижать других и издеваться над сверстниками.

К сожалению, многие дети, подвергающиеся буллингу, не сообщают об этом. Они не верят, что взрослые могут понять их и помочь. Они также опасаются, что обращение к взрослым за помощью приведет к еще большим издевательствам со стороны сверстников. Иногда они опасаются, что родители запретят им пользоваться компьютером. Известны случаи, когда доведенные до отчаяния, подростки заканчивали жизнь самоубийством.

Показ и/или распространение в киберпространстве материалов, которые могут нанести психологический или физический вред ребенку

Распространение Интернета увеличивает вероятность того, что дети в виртуальном пространстве, могут получить доступ к материалам, не соответствующим их возрасту, и попросту являющимся вредными для них.

Не секрет, что через Интернет дети получают информацию о клубах самоубийц и предложения о вступлении в эти клубы, приглашения стать членами деструктивных сект, а также принять участие в нетрадиционных формах секса.

В последнее время в Интернете появилась новая опасность - так называемые «цифровые наркотики» (айдозеры). Все, что нужно ребенку для того, чтобы получить доступ к «цифровым наркотикам» - это компьютер с доступом в Интернет и наушники. «Цифровые наркотики» - это особым образом сконструированные аудиофайлы. Принцип их действия построен на том, что через наушники в уши человека подается

звук, но его частота разная для левого уха и для правого (например, в левое ухо поступает сигнал с частотой 120 герц, а в правое - 125 герц). Разница между частотами минимальная и полушария головного мозга начинают работать синхронно, что приводит к изменению психического состояния человека. Могут возникнуть галлюцинации, заторможенные реакции, нарушиться координация движений. Этот эффект и используется в цифровых наркотиках.

Взрослым необходимо понимать, что интерес к «цифровым наркотикам» может спровоцировать ребенка на употребление обычных наркотиков. Известный нейрохирург доктор Николас Теодор утверждает, что употребление айдозеров является индикатором готовности человека на более опасные эксперименты. В связи с этим ученый считает, что айдозеры являются одной из многочисленных причин, по которым родители должны контролировать пользование детей Интернетом.

Описанные выше опасности, могут причинить реальный физический вред ребенку, если он решит воспользоваться советами членов клуба самоубийц или станет зависимым от айдозеров. Но, кроме этого, в виртуальном мире существуют материалы, которые, на первый взгляд, не представляют реальной опасности для детей - это порносайты.

Независимо от того, каким образом ребенок получил порнографические или иные материалы, несоответствующие его возрасту, ему причиняется вред. Для большинства детей и подростков, увиденные в сети изображения откровенно сексуального характера, служат причиной беспокойства и тревоги.

Неоднократный просмотр порнографических материалов может привести к тому, что ребенок становится зависим от них, у него появляется желание все чаще просматривать такие изображения, постепенно он перестает воспринимать порнографию как нечто неприличное и незаконное. Также просмотр грубых порнографических материалов порождает склонность к жестокости, насилию и агрессии, что представляет большую опасность как для детей, так и для общества в целом.

В дальнейшем, просмотр порнографических материалов может привести к тому, что у ребенка появится желание самому принять участие в изготовлении порноснимков. Этим часто пользуются преступники, занимающиеся производством и распространением детской порнографии.

 

Опасности при пользовании мобильными телефонами

Всем указанным выше видам насилия, дети могут подвергаться также при пользовании мобильными телефонами.

В настоящее время благодаря новым технологиям третьего поколения (3G) стало возможным сближение мобильных телефонов и Интернета. Изменились способы, при помощи которых, дети могут входить в киберпространство. До недавних пор вхождение в Интернет требовало доступа к стационарным телефонным линиям и компьютерам, теперь мобильный телефон третьего поколения обеспечит доступ к киберпространству практически из любого места, и для этого компьютер будет не нужен. В связи с этим, родителям становится все труднее контролировать, с кем общается их ребенок в виртуальном мире и на какие сайты он выходит.

Еще одна опасность мобильных телефонов заключается в том, что встроенные в них фото и видеокамеры дают возможность их владельцам незаметно производить любую съемку. Часто дети даже не подозревают, что их снимают на камеру. Затем эти изображения могут использоваться для различных целей, в том числе и для производства и быстрого распространения порнографических материалов

По мере того, как будут развиваться технологии следующих поколений, вход в киберпространство через мобильные телефоны будет происходить все чаще и делать это будет все проще.

 

 Дети группы риска

Дети из всех социальных слоев рискуют столкнуться в киберпространстве с любой из существующих там форм насилия. Риску подвергаются как дети, которые уже пользуются Интернетом, так и те, кто пока этого не делает. Ребенок, не имеющий доступа в Интернет, может в реальной жизни стать жертвой преступника, изготавливающего детскую порнографию и распространяющего эти изображения в виртуальном пространстве. Дети также могут пострадать от запугиваний, издевательств и унижений, которые они получают от злоумышленников по мобильным телефонам.

Пострадавшие от насилия в киберпространстве дети - это чаще всего те же, кто страдает от насилия в реальной жизни. К ним относятся дети, находящиеся в социально опасном положении (из малообеспеченных семей и семей группы риска); с низкой самооценкой; которым не хватает любви и тепла в семье; воспитанники детских домов, интернатов, приютов.

Но, как уже упоминалось выше, пострадавшими могут стать и дети из достаточно обеспеченных и вполне благополучных семей. Для того чтобы этого не случилось, необходимо проводить просветительскую работу с родителями, разъясняя им в чем заключаются опасности киберпространства, и как можно обезопасить ребенка при его общении с виртуальными друзьями.

 Дискуссия «Мобильные телефоны: в чем опасность?» (15 мин.)

Цель: проинформировать участников об опасностях, существующих для детей, при пользовании мобильными телефонами.

Ход работы. Участникам предлагается высказаться на тему об опасностях, которые угрожают детям при пользовании мобильными телефонами. В ходе дискуссии целесообразно обсудить опасности, угрожающие детям младшего возраста и опасности для подростков, (см. Опорные конспекты и материалы для проведения учебных занятий по предупреждению насилия над детьми в киберпространстве).

Упражнение «Четыре угла» (20 мин.)

Цель: предложить каждому участнику высказать и обосновать свое мнение на тему, связанную с киберпространством.

Материалы: листы бумаги с надписями «Согласен», «Не согласен», «Скорее согласен», «Скорее не согласен», скотч.

Ход работы. На стены прикрепляются листы бумаги с надписями «Согласен», «Не согласен», «Скорее согласен», «Скорее не согласен». Надписи желательно закрепить на противоположных стенах. Участникам зачитываются спорные утверждения. Каждый из участников должен определить, согласен ли он с этим утверждением или нет, и после этого занять место под той надписью, которая соответствует его мнению, и объясняют, почему он так считает. Утверждения должны быть связаны с киберпространством. Например:

  1. Родители должны ограничивать работу детей на компьютере.
  2. Установка блокирующих программ на компьютер поможет защитить ребенка от получения негативной информации из Интернета.
  3. Все дети, ищущие друзей в виртуальном пространстве, страдают от одиночества в реальном мире.
  4. Мобильные телефоны менее опасны, чем Интернет.
  5. Дети должны общаться в чатах только в присутствии родителей.
  6. Компьютерные игры делают детей более агрессивными.

Количество вопросов может быть различным, в зависимости от наличия времени.

Данное упражнение позволит каждому участнику задуматься о данной проблеме.

Далее ведущий проводит игру «Подсолнухи», часть вторую, которая использовалась при проведении тренингового занятия с учащимися

Выработка правил безопасного поведения в киберпространстве (30 мин.)

Цель: выработать правила безопасного поведения в киберпространстве с учетом полученной на тренинге информации.

Материалы: листы бумаги формата А-1, маркеры, фломастеры, скотч.

Ход работы. Участники делятся на три группы, каждой из которых дается задание выработать правила безопасности в киберпространстве. Правила должны вырабатываться для целевой группы, предложенной ведущим.

1-       я      группа.Вырабатывает правила для детей «Как вести себя в киберпространстве».

2-       я      группа.Вырабатывает правила для родителей «Как обезопасить детей в киберпространстве».

3-       я      группа.Вырабатывает рекомендации для специалистов «Как обучать детей безопасному поведению в киберпространстве».

Каждая группа презентует свои наработки и далее происходит обсуждение каждого правила.

Заключительная часть (30 мин.)

Цель: определить, оправдались ли ожидания участников, и были ли достигнуты цели тренинга. Кроме этого, полученная от участников «обратная связь», позволит улучшить организацию и проведение тренинга в следующий раз.

Материалы: лист бумаги формата А-1 с ожиданиями участников, лист бумаги формата А-1 с надписью « Мысли вслед», маркеры, фломастеры, цветные клеящиеся листочки, скотч, тест базовых знаний после тренинга

Ход работы. Участники заполняют «Тест базовых знаний - после тренинга».

Участники берут свои листочки, на которых были написаны ожидания, садятся в круг и по очереди говорят, какие у них были ожидания и оправдались ли они. Если нет, то высказывают свои пожелания, что необходимо изменить, добавить или убрать в тренинге. После этого участники пишут на клеящихся листочках свои пожелания, замечания, предложения и наклеивают их на лист бумаги формата А-1 с надписью «Мысли вслед». После завершения работы, ведущие могут раздать участникам информационные материалы по данной теме.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Насилие в современном обществе стало глобальной проблемой. Оно проявляется в разнообразных формах и глубоко укоренилось в культурных и социальных нормах. Чаще всего от насилия страдают дети, как наиболее уязвимая социальная группа. Результаты общенационального исследования ситуации с насилием в отношении детей в семье, проведенное при содействии ЮНИСЕФ в 2008 году в Беларуси, показывают, что в ситуации ненасилия воспитывается чуть более половины детей, остальные в той или иной степени страдают от проявлений насилия и жестокого обращения со стороны родителей. Кроме этого дети могут столкнуться с насилием в школьном коллективе, в среде сверстников, а также со стороны малознакомых или незнакомых взрослых.

Жестокое обращение в любой форме его проявления влияет на ребенка и накладывает отпечаток на его психику, умственное и физическое здоровье, взаимоотношения в обществе. Некоторые дети убегают из дома, чтобы покинуть то место, где с ними жестоко обращались. Это становится не менее опасной альтернативой, так как часто проституция и участие в порнографически съемках становятся единственным способом для таких детей заработать деньги. Также взрослые пользуются тем, что дети в силу возраста не всегда могут отличить правильное от неправильного, адекватно оценить риск, чтобы завербовать детей для последующего перемещения и эксплуатации в различных сферах.

Искоренение насилия в отношении детей, противодействие вовлечению их в ситуацию торговли людьми - процесс, требующий политической воли, адекватных ресурсов, согласованных и длительных усилий, прилагаемых государственными структурами, международными и общественными организациями. В Беларуси предпринимаются решительные и активные меры по противодействию торговле людьми и насилию над детьми в киберпространстве, разрабатываются стратегии, направленные на защиту пострадавших, преследование преступников, предупреждение данных негативных явлений, в том числе проведение профилактической работы с учащейся молодежью. Здесь громадная роль отводится педагогическим кадрам. Данное пособие, разработанное на основе успешного опыта специалистов из общественных организаций, позволит педагогам расширить знания и даст им достаточно методического материалы для проведения работы с учащимися по предупреждению торговли людьми и насилия над детьми в киберпространстве.

 

 

ГЛОССАРИЙ

Блог (blog) - сетевой журнал или дневник событий - это страница в Интернете, основное содержимое которой регулярно добавляемые записи, содержащие текст или изображения. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника в том, что блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором.

Буллинг (bullying, от bully - хулиган, драчун, задира, грубиян) - насмешки, оскорбления, запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе.

Веб-камера - цифровая видео или фотокамера, способная в реальном времени фиксировать изображения, предназначенные для дальнейшей передачи по сети Интернет.

Груминг (grooming) - приставание или «обхаживание» в сети - вхождение взрослого человека в доверие к ребенку с целью использовать его в дальнейшем для своего сексуального удовлетворения.

Детскаяпроституцияозначаетиспользованиеребенкавдеятельностисексуального характера за вознаграждение или любую форму возмещения. (Факультативный протокол к Конвенции по правам ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии).

Детская порнография означает любое изображение какими бы то ни было средствами ребенка, совершающего реальные и смоделированные откровенно сексуальные действия, или любое изображение половых органов ребенка главным образом в сексуальных целях. (Факультативный протокол к Конвенции по правам ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии).

Интернет - всемирная система объединенных компьютерных сетей.

Киберпространство (cyberspace) - «Виртуальная» общая совокупность мировых компьютерных сетей. Термин был создан Уильямом Гибсоном в 1984 г. в его романе «Neuromancer» и сейчас он используется для обозначения глобального информационного пространства. Считается, что телефонные разговоры, чаты и другие онлайновые дискуссии, компьютерная связь в целом происходят в киберпространстве.

Лицензирование - установленный порядок выдачи (отмены) субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на осуществление видов(а) деятельности, которые могут наносить вред интересам государства, природной

среде или угрожать здоровью людей.

ММС (AIMS - Multimedia Message Service) - служба мультимедийных сообщений (изображений, мелодий, видео) в сотовой связи. Позволяет отправлять сообщения не только на сотовый телефон, но и на электронную почту.

Ник (от слова Nickname) - сетевое имя, псевдоним, который используется при общении в чатах, на форумах.

Онлайн (от англ. on line - «на линии») - находящийся в состоянии подключения, в режиме реального времени.

Паспорт - официальный государственный документ, удостоверяющий личность гражданина, его гражданство и сведения о поле, возрасте, семейном положении, месте жительства и т. д.

Подневольное состояние - под лицом в подневольном состоянии понимается лицо, находящееся в состоянии или положении, создавшемся в результате институтов или обычаев:

а)  долговая кабала - положение или состояние, возникающее вследствие заклада должником в обеспечение долга своего личного труда или труда зависимого от него лица, если надлежаще определяемая ценность выполняемой работы не зачитывается в погашение долга или продолжительность работы не ограничена и характер не определен;

б)  крепостное состояние - такое пользование землей, при котором пользователь обязан по закону, обычаю или соглашению жить и работать на земле, принадлежащей другому лицу, и выполнять определенную работу для такого другого лица, или за вознаграждение или без такового, и не может изменить свое состояние;

в)  любого института или обычая, в силу которых:

-   женщину обещают выдать или выдают замуж, без права отказа с ее стороны, ее родители, опекун, семья или любое другое лицо или группа лиц за вознаграждение деньгами или натурой;

-   муж женщины, его семья или его клан имеет право передать ее другому лицу за вознаграждение или иным способом;

-   женщина по смерти мужа передается по наследству другому лицу;

д) любого института или обычая, в силу которого ребенок или подросток моложе 18 лет передается одним или обоими своими родителями или своим опекуном другому лицу, за вознаграждение или без такового, с целью эксплуатации этого ребенка или подростка или его труда (Дополнительная Конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 г.).

Принудительный труд или услуги - всякая работа или служба, требуемая от какого- либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг (Конвенция о принудительном труде, 1930 г.).

 

свернуть

Документы:

развернуть
1. Закон Республики Беларусь 1 июля 2010 г. № 153-З Об оказании психологической помощи
2. Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях деятельности учреждений образования по реализации норм Положения о порядке комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством»
3. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 25.07.2011 №116 «Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждений образования
4. Декрет президента Республики Беларусь 24 ноября 2006 г. № 18 О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях
5. Декрет № 6 " О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков"
6. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 27 ноября 2017 г. № 146 Об утверждении Положения о совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь
7. Алгоритм информатизация педагогическими работниками родителей о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних
свернуть
поделиться в: