Создание и быстрое распространение новых информационных и коммуникационных технологий, особенно Интернета, привело к возникновению новых способов общения. Например, социальные Интернет-сети способствуют общению между большими группами людей, проживающих в разных странах и, кроме этого, предоставляют своим пользователям возможность значительно расширить круг знакомств.
Благодаря информационным и коммуникационным технологиям, появились новые источники для развлечений и организации досуга, которые были ранее недоступны. Кроме этого, созданы многочисленные пути для обмена информацией, обучения, поиска работы, часто коммерческие сделки также осуществляются через Интернет.
Но наряду с очевидными плюсами и несомненным удобством, развитие Интернета, мобильной связи и других видов коммуникаций, привело к возникновению новых опасностей. Основные из них: Интернет-зависимость, уход от реальной жизни в виртуальный мир и насилие над детьми в киберпространстве.
Насилие над детьми в киберпространстве
Киберпространство является новой социальной средой, которая отличается от реального мира. Термин был создан Уильямом Гибсоном в 1984 году. Сейчас он используется для обозначения глобального информационного пространства, в котором происходят телефонные разговоры, общение в чатах, онлайн дискуссии и другие виды компьютерной связи. Интернет также является частью киберпространства. Часто киберпространство называют виртуальным пространством.
Но, несмотря на отличие виртуального мира от реального, их объединяет то, что в этих мирах существуют опасности, с которыми может столкнуться любой человек, независимо от его возраста, пола и социального положения. Также как и в реальном мире, в киберпространстве наиболее уязвимыми являются дети.
Сегодня для многих детей Интернет стал важной частью их жизни. Они пользуются им для различных целей, но в основном - для получения информации, для общения. В пределах виртуального пространства дети вступают в такое же взаимодействие, как и в реальном мире: общаются с друзьями и сверстниками, доверяют им свои секреты и обмениваются информацией. Согласно проведенным в некоторых странах опросам, в Интернете дети, в основном, общаются с родственниками, с «виртуальными друзьями», а также с незнакомцами. Следует учитывать, что чаще всего, «виртуальные друзья» - это тоже незнакомцы, с которыми дети в реальной жизни не встречались. Среди этих незнакомцев могут оказаться злоумышленники, общаясь с которыми, ребенок может пострадать от насилия.
Несмотря на то, что проблема насилия над детьми в киберпространстве является новой, она становится актуальной во всем мире. И поэтому в виртуальном пространстве, так же, как в реальном мире, должна быть создана система защиты детей от насилия.
На сегодняшний день специалисты выделяют следующие виды насилия и вредного воздействия на детей в киберпространстве с использованием информационных и коммуникационных технологий:
- Приставание или «обхаживание» в сети (груминг) - вхождение взрослого человека в доверие к ребенку с целью использовать его в дальнейшем для своего сексуального удовлетворения.
- Буллинг - насмешки, оскорбления, запугивание, то есть психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого сверстника страх и тем самым подчинить его себе.
- Показ или распространение в киберпространстве материалов, которые могут нанести психологический или физический вред ребенку.
- Производство, распространение и использование детской порнографии и материалов, изображающих сексуальное насилие над детьми.
Приставание или «обхаживание» в сети (груминг)
Киберпространство дает возможность устанавливать контакт с ребенком без ведома взрослых. Дети обращаются к виртуальным друзьям за помощью и для решения своих проблем. Специалисты считают, что те дети, которым трудно заводить друзей в школе, во дворе, которые не находят понимания среди близких, чаще других своих сверстников ищут дружбы и общения в Интернете.
Как и в реальном мире, взрослый, желающий вступить в контакт с ребенком, стремится попасть туда же, где ребенок находится. Злоумышленники, обитающие в киберпространстве, и охотящиеся за детьми, чаще всего устанавливают контакты с ними в чатах, при обмене мгновенными сообщениями, по электронной почте или при обсуждениях каких-либо тем на форумах. Они хорошо осведомлены о музыкальных новинках и современных увлечениях детей и могут поддержать разговор на любую тему. Наблюдая за участниками, или взаимодействуя с ними, взрослый определяет потенциально уязвимых детей, которые кажутся одинокими, чем-то расстроенными или тех, кто ищет помощи и поддержки. Злоумышленники выслушивают их проблемы, сочувствуют им и постепенно завоевывают доверие. Как правило, являясь хорошими психологами, они стараются привлечь ребенка к себе вниманием, заботой, добротой и даже подарками.
После установления контакта онлайн, взрослый может начать убеждать ребенка перейти из публичного чата в более уединенное место, например в частный чат, или продолжить общение при помощи электронной почты или скайпа. Если ребенок соглашается и продолжает общение, взрослый может приступить к более интенсивному процессу обхаживания. Он начинает постепенно втягивать ребенка в обсуждении интимных вопросов, показывать материалы откровенно сексуального характера, пытаясь ослабить моральные запреты, сдерживающие детей.
Если ребенок не противится получению таких материалов, то злоумышленники постепенно оценивают возможность встречи с ними в реальной жизни.
Выбранный в качестве жертвы ребенок может быть также вовлечен в изготовление порнографии. Злоумышленник просит его выслать свои фотографии, и в дальнейшем использует их для изготовления порнографической продукции или фотографируют ребенка при помощи веб-камеры для этих же целей. Эти материалы могут использоваться для шантажа ребенка, если он будет отказываться от встречи в реальном мире и от вступления в сексуальные отношения со злоумышленником.
Иногда взрослый человек получает возможность склонить ребенка к занятию сексом без применения угроз или физической силы. Например, груминг сопровождается обещанием подарков. Однако и в этом случае ребенку наносится серьезный психологический вред.
Груминг является достаточно длительным процессом и может быть прерван на любом этапе, если злоумышленник почувствует, что он не сможет достичь своей цели.
Буллинг (английское слово буллинг (bullying, от bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник)28
Этот вид насилия получил широкое распространение в среде подростков.
По мнению большинства специалистов, буллингу присущи следующие основные признаки:
- агрессивное и негативное поведение по отношению к выбранной «жертве»;
- такое поведение не является кратковременным, оно осуществляется регулярно и на протяжении длительного времени;
- такое поведение является не случайным, а умышленным.
В реальной жизни различают три основных вида буллинга:
Физический - агрессия с физическим насилием.
Поведенческий- жертву вынуждают пережить оскорбительные и унижающие достоинство обстоятельства (сплетни, бойкоты, вымогательства, шантаж).
Словесный- унижение с помощью непристойных слов, издевательских ярлыков, кличек и т.д.
Новейшее «достижение» в этой области так называемый кибербуллинг,то есть буллинг, осуществляемый с помощью электронных средств коммуникации. Он обладает теми же основными признаками, что и в реальной жизни.
Специфические особенности киберпространства, в частности Интернета, такие как анонимность и, возникающее в связи с этим чувство безнаказанности, способствуют тому, что некоторые дети начинают издеваться над своими сверстниками, используя современные информационные и коммуникационные технологии. Они чувствуют себя в полной безопасности и считают, что в виртуальном мире они недосягаемы и в силу этого могут позволить себе такие действия, на которые не решились бы в реальной жизни.
Издевательство и унижение в киберпространстве могут осуществляться путем передачи оскорбительных или угрожающих СМС по мобильному телефону и рассылок по электронной почте. В Интернете создаются специальные сайты, посвященные учащимся, которые по тем или иным причинам становятся «изгоями». На этих сайтах размещаются компрометирующие их фотографии с уничижительными комментариями, часто сексуального характера, распространяются неприличные слухи.
Иногда, наоборот, от имени того ребенка, который подвергается буллингу, рассылаются оскорбительные сообщения в адрес других сверстников.
Имели место случаи, когда на видеокамеры мобильных телефонов записывались сцены издевательств детей над своими сверстниками, а затем эти записи размещались в Интернете и рассылались на мобильные телефоны других школьников.
Типичные жертвы буллинга, как в реальном мире, так и виртуальном пространстве, как правило, обладают следующими характерными чертами: пугливы, чувствительны, замкнуты и застенчивы; часто тревожны, неуверенны в себе, имеют низкую самооценку; склонны к депрессии;
в большинстве своем не имеют ни одного близкого друга и охотнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками.
Если это мальчики, то они могут быть физически слабее своих ровесников.
Иногда жертвами буллинга становятся дети, отличающиеся от своих сверстников каким-либо талантом или способностями.
Часто причиной буллинга могут стать социально-экономические факторы, например, социальное неравенство. Дети из бедных и неблагополучных семей вымещают свою фрустрацию на более благополучных сверстниках, заставляя их испытывать страх и одновременно чувство своей неполноценности по сравнению с более сильными, мужественными, неуправляемыми и «крутыми» выходцами из «низов».
Хотя бывают и обратные ситуации, когда преследованиям подвергаются дети из малообеспеченных семей, которые не могут «соответствовать» установленным в подростковой среде «критериям». У них нет «навороченных» мобильных телефонов и супермодной одежды, их не привозят в школу на машинах личные водители, и они не отдыхают летом на курортах Средиземного или Красного моря.
Последствия буллинга могут быть крайне разрушительными. У тех детей, кто подвергся этому виду насилия, может возникнуть ощущение, что им некуда скрыться:
- они испытывают тревогу по поводу того, что за их унижением может наблюдать большая аудитория в киберпространстве;
- у них могут начаться трудности межличностного общения;
- некоторые из тех, кто подвергался буллингу, впоследствии сами начинают унижать других и издеваться над сверстниками.
К сожалению, многие дети, подвергающиеся буллингу, не сообщают об этом. Они не верят, что взрослые могут понять их и помочь. Они также опасаются, что обращение к взрослым за помощью приведет к еще большим издевательствам со стороны сверстников. Иногда они опасаются, что родители запретят им пользоваться компьютером. Известны случаи, когда доведенные до отчаяния, подростки заканчивали жизнь самоубийством.
Показ и/или распространение в киберпространстве материалов, которые могут нанести психологический или физический вред ребенку
Распространение Интернета увеличивает вероятность того, что дети в виртуальном пространстве, могут получить доступ к материалам, не соответствующим их возрасту, и попросту являющимся вредными для них.
Не секрет, что через Интернет дети получают информацию о клубах самоубийц и предложения о вступлении в эти клубы, приглашения стать членами деструктивных сект, а также принять участие в нетрадиционных формах секса.
В последнее время в Интернете появилась новая опасность - так называемые «цифровые наркотики» (айдозеры). Все, что нужно ребенку для того, чтобы получить доступ к «цифровым наркотикам» - это компьютер с доступом в Интернет и наушники. «Цифровые наркотики» - это особым образом сконструированные аудиофайлы. Принцип их действия построен на том, что через наушники в уши человека подается
звук, но его частота разная для левого уха и для правого (например, в левое ухо поступает сигнал с частотой 120 герц, а в правое - 125 герц). Разница между частотами минимальная и полушария головного мозга начинают работать синхронно, что приводит к изменению психического состояния человека. Могут возникнуть галлюцинации, заторможенные реакции, нарушиться координация движений. Этот эффект и используется в цифровых наркотиках.
Взрослым необходимо понимать, что интерес к «цифровым наркотикам» может спровоцировать ребенка на употребление обычных наркотиков. Известный нейрохирург доктор Николас Теодор утверждает, что употребление айдозеров является индикатором готовности человека на более опасные эксперименты. В связи с этим ученый считает, что айдозеры являются одной из многочисленных причин, по которым родители должны контролировать пользование детей Интернетом.
Описанные выше опасности, могут причинить реальный физический вред ребенку, если он решит воспользоваться советами членов клуба самоубийц или станет зависимым от айдозеров. Но, кроме этого, в виртуальном мире существуют материалы, которые, на первый взгляд, не представляют реальной опасности для детей - это порносайты.
Независимо от того, каким образом ребенок получил порнографические или иные материалы, несоответствующие его возрасту, ему причиняется вред. Для большинства детей и подростков, увиденные в сети изображения откровенно сексуального характера, служат причиной беспокойства и тревоги.
Неоднократный просмотр порнографических материалов может привести к тому, что ребенок становится зависим от них, у него появляется желание все чаще просматривать такие изображения, постепенно он перестает воспринимать порнографию как нечто неприличное и незаконное. Также просмотр грубых порнографических материалов порождает склонность к жестокости, насилию и агрессии, что представляет большую опасность как для детей, так и для общества в целом.
В дальнейшем, просмотр порнографических материалов может привести к тому, что у ребенка появится желание самому принять участие в изготовлении порноснимков. Этим часто пользуются преступники, занимающиеся производством и распространением детской порнографии.
Опасности при пользовании мобильными телефонами
Всем указанным выше видам насилия, дети могут подвергаться также при пользовании мобильными телефонами.
В настоящее время благодаря новым технологиям третьего поколения (3G) стало возможным сближение мобильных телефонов и Интернета. Изменились способы, при помощи которых, дети могут входить в киберпространство. До недавних пор вхождение в Интернет требовало доступа к стационарным телефонным линиям и компьютерам, теперь мобильный телефон третьего поколения обеспечит доступ к киберпространству практически из любого места, и для этого компьютер будет не нужен. В связи с этим, родителям становится все труднее контролировать, с кем общается их ребенок в виртуальном мире и на какие сайты он выходит.
Еще одна опасность мобильных телефонов заключается в том, что встроенные в них фото и видеокамеры дают возможность их владельцам незаметно производить любую съемку. Часто дети даже не подозревают, что их снимают на камеру. Затем эти изображения могут использоваться для различных целей, в том числе и для производства и быстрого распространения порнографических материалов
По мере того, как будут развиваться технологии следующих поколений, вход в киберпространство через мобильные телефоны будет происходить все чаще и делать это будет все проще.
Дети группы риска
Дети из всех социальных слоев рискуют столкнуться в киберпространстве с любой из существующих там форм насилия. Риску подвергаются как дети, которые уже пользуются Интернетом, так и те, кто пока этого не делает. Ребенок, не имеющий доступа в Интернет, может в реальной жизни стать жертвой преступника, изготавливающего детскую порнографию и распространяющего эти изображения в виртуальном пространстве. Дети также могут пострадать от запугиваний, издевательств и унижений, которые они получают от злоумышленников по мобильным телефонам.
Пострадавшие от насилия в киберпространстве дети - это чаще всего те же, кто страдает от насилия в реальной жизни. К ним относятся дети, находящиеся в социально опасном положении (из малообеспеченных семей и семей группы риска); с низкой самооценкой; которым не хватает любви и тепла в семье; воспитанники детских домов, интернатов, приютов.
Но, как уже упоминалось выше, пострадавшими могут стать и дети из достаточно обеспеченных и вполне благополучных семей. Для того чтобы этого не случилось, необходимо проводить просветительскую работу с родителями, разъясняя им в чем заключаются опасности киберпространства, и как можно обезопасить ребенка при его общении с виртуальными друзьями.
Дискуссия «Мобильные телефоны: в чем опасность?» (15 мин.)
Цель: проинформировать участников об опасностях, существующих для детей, при пользовании мобильными телефонами.
Ход работы. Участникам предлагается высказаться на тему об опасностях, которые угрожают детям при пользовании мобильными телефонами. В ходе дискуссии целесообразно обсудить опасности, угрожающие детям младшего возраста и опасности для подростков, (см. Опорные конспекты и материалы для проведения учебных занятий по предупреждению насилия над детьми в киберпространстве).
Упражнение «Четыре угла» (20 мин.)
Цель: предложить каждому участнику высказать и обосновать свое мнение на тему, связанную с киберпространством.
Материалы: листы бумаги с надписями «Согласен», «Не согласен», «Скорее согласен», «Скорее не согласен», скотч.
Ход работы. На стены прикрепляются листы бумаги с надписями «Согласен», «Не согласен», «Скорее согласен», «Скорее не согласен». Надписи желательно закрепить на противоположных стенах. Участникам зачитываются спорные утверждения. Каждый из участников должен определить, согласен ли он с этим утверждением или нет, и после этого занять место под той надписью, которая соответствует его мнению, и объясняют, почему он так считает. Утверждения должны быть связаны с киберпространством. Например:
- Родители должны ограничивать работу детей на компьютере.
- Установка блокирующих программ на компьютер поможет защитить ребенка от получения негативной информации из Интернета.
- Все дети, ищущие друзей в виртуальном пространстве, страдают от одиночества в реальном мире.
- Мобильные телефоны менее опасны, чем Интернет.
- Дети должны общаться в чатах только в присутствии родителей.
- Компьютерные игры делают детей более агрессивными.
Количество вопросов может быть различным, в зависимости от наличия времени.
Данное упражнение позволит каждому участнику задуматься о данной проблеме.
Далее ведущий проводит игру «Подсолнухи», часть вторую, которая использовалась при проведении тренингового занятия с учащимися
Выработка правил безопасного поведения в киберпространстве (30 мин.)
Цель: выработать правила безопасного поведения в киберпространстве с учетом полученной на тренинге информации.
Материалы: листы бумаги формата А-1, маркеры, фломастеры, скотч.
Ход работы. Участники делятся на три группы, каждой из которых дается задание выработать правила безопасности в киберпространстве. Правила должны вырабатываться для целевой группы, предложенной ведущим.
1- я группа.Вырабатывает правила для детей «Как вести себя в киберпространстве».
2- я группа.Вырабатывает правила для родителей «Как обезопасить детей в киберпространстве».
3- я группа.Вырабатывает рекомендации для специалистов «Как обучать детей безопасному поведению в киберпространстве».
Каждая группа презентует свои наработки и далее происходит обсуждение каждого правила.
Заключительная часть (30 мин.)
Цель: определить, оправдались ли ожидания участников, и были ли достигнуты цели тренинга. Кроме этого, полученная от участников «обратная связь», позволит улучшить организацию и проведение тренинга в следующий раз.
Материалы: лист бумаги формата А-1 с ожиданиями участников, лист бумаги формата А-1 с надписью « Мысли вслед», маркеры, фломастеры, цветные клеящиеся листочки, скотч, тест базовых знаний после тренинга
Ход работы. Участники заполняют «Тест базовых знаний - после тренинга».
Участники берут свои листочки, на которых были написаны ожидания, садятся в круг и по очереди говорят, какие у них были ожидания и оправдались ли они. Если нет, то высказывают свои пожелания, что необходимо изменить, добавить или убрать в тренинге. После этого участники пишут на клеящихся листочках свои пожелания, замечания, предложения и наклеивают их на лист бумаги формата А-1 с надписью «Мысли вслед». После завершения работы, ведущие могут раздать участникам информационные материалы по данной теме.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Насилие в современном обществе стало глобальной проблемой. Оно проявляется в разнообразных формах и глубоко укоренилось в культурных и социальных нормах. Чаще всего от насилия страдают дети, как наиболее уязвимая социальная группа. Результаты общенационального исследования ситуации с насилием в отношении детей в семье, проведенное при содействии ЮНИСЕФ в 2008 году в Беларуси, показывают, что в ситуации ненасилия воспитывается чуть более половины детей, остальные в той или иной степени страдают от проявлений насилия и жестокого обращения со стороны родителей. Кроме этого дети могут столкнуться с насилием в школьном коллективе, в среде сверстников, а также со стороны малознакомых или незнакомых взрослых.
Жестокое обращение в любой форме его проявления влияет на ребенка и накладывает отпечаток на его психику, умственное и физическое здоровье, взаимоотношения в обществе. Некоторые дети убегают из дома, чтобы покинуть то место, где с ними жестоко обращались. Это становится не менее опасной альтернативой, так как часто проституция и участие в порнографически съемках становятся единственным способом для таких детей заработать деньги. Также взрослые пользуются тем, что дети в силу возраста не всегда могут отличить правильное от неправильного, адекватно оценить риск, чтобы завербовать детей для последующего перемещения и эксплуатации в различных сферах.
Искоренение насилия в отношении детей, противодействие вовлечению их в ситуацию торговли людьми - процесс, требующий политической воли, адекватных ресурсов, согласованных и длительных усилий, прилагаемых государственными структурами, международными и общественными организациями. В Беларуси предпринимаются решительные и активные меры по противодействию торговле людьми и насилию над детьми в киберпространстве, разрабатываются стратегии, направленные на защиту пострадавших, преследование преступников, предупреждение данных негативных явлений, в том числе проведение профилактической работы с учащейся молодежью. Здесь громадная роль отводится педагогическим кадрам. Данное пособие, разработанное на основе успешного опыта специалистов из общественных организаций, позволит педагогам расширить знания и даст им достаточно методического материалы для проведения работы с учащимися по предупреждению торговли людьми и насилия над детьми в киберпространстве.
ГЛОССАРИЙ
Блог (blog) - сетевой журнал или дневник событий - это страница в Интернете, основное содержимое которой регулярно добавляемые записи, содержащие текст или изображения. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника в том, что блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором.
Буллинг (bullying, от bully - хулиган, драчун, задира, грубиян) - насмешки, оскорбления, запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе.
Веб-камера - цифровая видео или фотокамера, способная в реальном времени фиксировать изображения, предназначенные для дальнейшей передачи по сети Интернет.
Груминг (grooming) - приставание или «обхаживание» в сети - вхождение взрослого человека в доверие к ребенку с целью использовать его в дальнейшем для своего сексуального удовлетворения.
Детскаяпроституцияозначаетиспользованиеребенкавдеятельностисексуального характера за вознаграждение или любую форму возмещения. (Факультативный протокол к Конвенции по правам ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии).
Детская порнография означает любое изображение какими бы то ни было средствами ребенка, совершающего реальные и смоделированные откровенно сексуальные действия, или любое изображение половых органов ребенка главным образом в сексуальных целях. (Факультативный протокол к Конвенции по правам ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии).
Интернет - всемирная система объединенных компьютерных сетей.
Киберпространство (cyberspace) - «Виртуальная» общая совокупность мировых компьютерных сетей. Термин был создан Уильямом Гибсоном в 1984 г. в его романе «Neuromancer» и сейчас он используется для обозначения глобального информационного пространства. Считается, что телефонные разговоры, чаты и другие онлайновые дискуссии, компьютерная связь в целом происходят в киберпространстве.
Лицензирование - установленный порядок выдачи (отмены) субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на осуществление видов(а) деятельности, которые могут наносить вред интересам государства, природной
среде или угрожать здоровью людей.
ММС (AIMS - Multimedia Message Service) - служба мультимедийных сообщений (изображений, мелодий, видео) в сотовой связи. Позволяет отправлять сообщения не только на сотовый телефон, но и на электронную почту.
Ник (от слова Nickname) - сетевое имя, псевдоним, который используется при общении в чатах, на форумах.
Онлайн (от англ. on line - «на линии») - находящийся в состоянии подключения, в режиме реального времени.
Паспорт - официальный государственный документ, удостоверяющий личность гражданина, его гражданство и сведения о поле, возрасте, семейном положении, месте жительства и т. д.
Подневольное состояние - под лицом в подневольном состоянии понимается лицо, находящееся в состоянии или положении, создавшемся в результате институтов или обычаев:
а) долговая кабала - положение или состояние, возникающее вследствие заклада должником в обеспечение долга своего личного труда или труда зависимого от него лица, если надлежаще определяемая ценность выполняемой работы не зачитывается в погашение долга или продолжительность работы не ограничена и характер не определен;
б) крепостное состояние - такое пользование землей, при котором пользователь обязан по закону, обычаю или соглашению жить и работать на земле, принадлежащей другому лицу, и выполнять определенную работу для такого другого лица, или за вознаграждение или без такового, и не может изменить свое состояние;
в) любого института или обычая, в силу которых:
- женщину обещают выдать или выдают замуж, без права отказа с ее стороны, ее родители, опекун, семья или любое другое лицо или группа лиц за вознаграждение деньгами или натурой;
- муж женщины, его семья или его клан имеет право передать ее другому лицу за вознаграждение или иным способом;
- женщина по смерти мужа передается по наследству другому лицу;
д) любого института или обычая, в силу которого ребенок или подросток моложе 18 лет передается одним или обоими своими родителями или своим опекуном другому лицу, за вознаграждение или без такового, с целью эксплуатации этого ребенка или подростка или его труда (Дополнительная Конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 г.).
Принудительный труд или услуги - всякая работа или служба, требуемая от какого- либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг (Конвенция о принудительном труде, 1930 г.).
свернуть