Пункт коррекционно-педагогической помощи

Учитель-дефектолог пункта коррекционно-педагогической помощи – Синегуб Ирина Михайловна (высшая квалификационная категория)

 

ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ:

 

  1. Заключение ЦКРОиР

(выдаёт психолого-медико-педагогическая комиссия)

  1. Заявление законных представителей ребенка

 

Документы для

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

 

  1. Психолого-педагогическая характеристика, заверенная печатью и подписью руководителя (воспитатель, учитель +учитель-дефектолог)
  2. Медицинская справкаребёнка о состоянии здоровья (офтальмолог, отоларинголог, психиатр, детский педиатр)
  3. Письменные работы учащегося (рабочие тетради)

 

 

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ

Запись по тел.: +375 (1792) 58-4-11 

Адрес: ул. Комсомольская, 41 (ГУО "Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Стародорожского района")

Порядок деятельности пункта коррекционно-педагогической помощи

развернуть

Основной целью деятельности пункта коррекционно-педагогической помощи является оказание коррекционно-педагогической помощи лицам, осваивающим содержание, образовательных программ общего среднего образования и имеющим стойкие или временные трудности в их освоении.

Задачами пункта являются:

  • изучение особенностей психофизического развития обучающихся с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи;
  • формирование общих способностей к учению с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов общего среднего образования;
  • формирование позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения у обучающихся.

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ПУНКТЕ

  1. Коррекционно-педагогическая помощь в пункте оказывается учителем-дефектологом в форме занятий, направленных на исправление нарушений физического и (или) психического развития обучающихся, активизацию их познавательной деятельности, нормализацию учебной деятельности.
  2. Коррекционно-педагогическая помощь обучающимся в пункте оказывается с учетом возраста обучающегося, структуры имеющегося у него физического и (или) психического нарушения и в соответствии с расписанием занятий, которое утверждается директором школы.

 

Периодичность посещения занятий обучающимися составляет 2-4 раза в неделю.

  1. Распределение обучающихся в пункте по группам осуществляется учителем-дефектологом пункта на основании заключения ЦКРОиР.
  2. Занятия в пункте проводятся с 16 сентября по 25 мая текущего учебного года.
  3. Продолжительность занятий в пункте для обучающихся определяется в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами.
  4. Содержание занятий определяется документом, в котором отражаются цели, задачи, приемы и средства коррекционно-педагогической помощи и утверждается директором школы.
  5. Обучающиеся, у которых нарушения физического и (или) психического развития не могут быть исправлены при оказании им коррекционно-педагогической помощи в пункте, направляются директором школы в ЦКРОиР для проведения, в установленном порядке, психолого-медико-педагогического обследования.
  6. В случае отказа законного представителя обучающегося от проведения психолого-медико-педагогического обследования обучающегося в ЦКРОиР учителем-дефектологом пункта разъясняются возможные последствия такого отказа законному представителю обучающегося.
  7. Отказ законного представителя обучающегося оформляется в письменной форме и подписывается законным представителем обучающегося и директором школы.
свернуть

График консультативной работы в ПКПП

развернуть

 

Время проведения

Дни недели

С кем проводится

консультация

 

17.10-17.45

Четверг

2-я неделя месяца

Консультация

для педагогов

17.10-17.45

Четверг

4-я неделя месяца

Консультация

для родителей

свернуть

Консультации для родителей

развернуть

Как научить ребенка правильно говорить?

Чтобы помочь ребёнку преодолеть речевые нарушения и психологические трудности, запомните и используйте эти правила:

  1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
  2. В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, обязательно объясняйте ребёнку.
  3. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте также уменьшительными и ласкательными суффиксами — всё это тормозит речевое развитие ребёнка.
  4. Стремясь показать малышу неточности и ошибки в его речи, будьте осторожны и ни в коем случае не смейтесь над ним! Самое лучшее — тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
  5. Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: а понятен ли ему ваш ответ?

Правила речи (для ребёнка)

  1. Во время разговора всегда смотри в лицо собеседнику. Это поможет говорить смело и уверенно.
  2. Всегда и везде нужно говорить плавно, спокойно и неторопливо.
  3. Когда говоришь, не сутулься, не опускай голову. Держись прямо и уверенно.
  4. Перед началом речи вдохни и начинай говорить. Говори на выдохе.
  5. Гласные звуки произноси широко и громко. Не нажимай на согласные звуки, произноси их легко и без напряжения.

Коррекция звукопроизношения

Главный принцип этой работы — регулярность и постоянство! Дети должны каждый день дома на первых порах под контролем родителей, а потом — самостоятельно выполнять комплекс упражнений. Эти упражнения направлены:

  • на развитие воздушной струи, необходимой для произнесения звуков речи;
  • на развитие мышц артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);
  • на закрепление правильного произнесения звуков (на речевом материале);
  • на развитие неречевых процессов

Контроль над поставленными звуками в речи ребёнка

Наконец-то ребёнок сказал трудный для него звук! Но родители часто бывают разочарованы тем, что, повторяя звук изолированно по просьбе взрослых или по собственной инициативе, малыш не произносит его в речи, которая остается практически без изменений. Это вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время для важного этапа логопедической работы – автоматизации (закрепления) правильного произношения. Одним из самых длительных этапов, как правило, является автоматизация поставленных звуков. Вот на этом этапе помощь родителей ребенку просто необходима.

Для того, чтобы работа по автоматизации и дифференциации (различению) поставленных звуков была эффективной, проходила в более короткие сроки необходимо осуществлять контроль над  поставленными звуками постоянно.

Задача родителей заключается в том, чтобы, выполнять задания логопеда в рабочих тетрадях, содержание которых наполнено именно тем звуком, который в данный момент необходимо автоматизировать. Родитель должен контролировать, чтобы ребенок правильно произносил автоматизируемый звук во время выполнения всех заданий. Но, все-таки, самым главным является то, чтобы взрослый постоянно осуществлял контроль над поставленным звуком в свободной речи ребенка (в играх, в диалоге ребенка с окружающими, в свободной деятельности). Когда ребёнок учит стихотворение для утренника, то необходимо также произносить данный звук правильно!

Ведь одна из важнейших задач всего процесса работы над звуком состоит в том, чтобы у ребёнка не сформировалась так называемая «кабинетная речь»,  когда звук произносится правильно только в присутствии логопеда, только когда ребёнок заходит в логопедический кабинет или открывает  логопедическую тетрадь с заданиями.

Контролировать произношение звука надо тактично, в спокойной форме. Если это начальный этап автоматизации, то ребенку можно напомнить о положении органов артикуляции: «Язычок, вверху» (автоматизация [Л, Ш, Ж]) или «Губки улыбаются, язычок внизу» (автоматизация свистящих звуков). Если же этот прием не помогает, родитель должен показать образец правильного произношения звука в слове: «Петя, повтори за мной – СССОБАКА». Взрослый выделяет автоматизируемый звук из ряда других звуков в слове, произносит его более длительно и четко. Когда автоматизация звуков у ребенка проходит более долгий период, то родителю достаточно напомнить «Говори правильно!» Ребенок сразу же понимает, что надо исправить неправильное произношение.

Период автоматизации звуков длительный и сложный. От того как он пройдет, зависит сможет ребёнок пользоваться звуком в жизни или нет. Ребенку необходимо сломать стереотип неправильного произношения, который сложился у него на протяжении нескольких лет. Навык самоконтроля у детей формируется только к началу обучения в школе, поэтому сами контролировать себя они не могут, им постоянно необходима помощь взрослого. Если данная работа будет проводиться родителями в системе, целенаправленно, то и звуки будут автоматизироваться намного быстрее. Речь ребенка будет четкая и понятная для окружающих.

 

 

Эффективные приёмы по автоматизации трудных звуков

Речь ребенка формируется постепенно. В дошкольном возрасте большое внимание уделяется формированию правильного произношения звуков. Четкое, верное произношение необходимо для уверенного общения ребенка со сверстниками и взрослыми, гармоничного развития и дальнейшего обучения. Ошибки в произношении звуков поможет исправить логопед, но к постановке звука он приступает тогда, когда ребенок научится легко, быстро, правильно воспроизводить основные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, четко отличать правильное звучание от искаженного на слух. К автоматизации поставленного звука следует переходить лишь тогда, когда ребенок произносит легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции поставленный звук.

В логопедической работе есть моменты, требующие кропотливой и, зачастую, монотонной, длительной тренировки ребёнка – этапы закрепления приобретённых произносительных умений (автоматизация звуков).   

Для того чтобы сделать занятия по автоматизации звуков более интересными, разнообразными и в тоже время эффективными для ребенка, нужно увлечь своего воспитанника, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто сухо проговаривать материал.

С целью коррекции дефектов речи у детей я широко использую в своей работе дидактические игры. Игра – ведущая деятельность дошкольников и школьников. Игровые формы обучения с детьми, имеющими речевые нарушения, приобретают первостепенное значение, так как в игре возникают положительные эмоции у детей, возрастает познавательная активность и интерес. Игровой метод даёт наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения.

Предлагаю задания, которые направлены не только на автоматизацию звука в речи, но и на развитие мелкой моторики, графических навыков, чувства ритма у детей.

Задания не требуют предварительной подготовки, что тоже немаловажно в работе логопеда.

На этапе закрепления изолированного звука можно использовать такие пособия, как: «Заведи мотор» (р-р-р)

«Подметём дорожку» (щ-щ-щ)

«Листопад» (с-с-с)

«Змея ползёт» (ш-ш-ш)

свернуть