Преемственность дошкольного и начального образования

«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,  а всегда опирается на определенную стадию развития,  проделанную ребенком ранее"

 В.А. Сухомлинский

   Преемственность дошкольного и начального образования как условие непрерывного образования – одна из сложнейших и все еще не решенных проблем образования.

   Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться. Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? В решении этого вопроса  большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы. Воспитатель, в ходе своей работы, выявляет готовность ребенка к обучению в школе, способности умственной деятельности, состояние речи и особенности их социального развития. Учителю без этой информации невозможно осуществлять эффективное педагогическое воздействие на ребенка. Поэтому совместная целенаправленная работа этих специалистов предполагает возможность  для детей с разным уровнем подготовленности, с разным уровнем развития,  чувствовать себя комфортно в начальной школе, и каждому ребенку продвигаться своим темпом. Большое значение при этом играет преемственность стиля отношений к ребенку воспитателя и учителя, что является благоприятным условием для уверенности в своих силах, проникновения доверия к учителю, включения в учебу с желанием и радостью.

В тесном сотрудничестве

развернуть

В рамках преемственности дошкольного и первой ступени общего среднего образования 02.11.2021 между воспитателями ГУО "Ясли-сад № 2 г. Старые Дороги" и  учителями первых классов ГУО "Средняя школа № 2 г. Старые Дороги" состоялась дискуссия за  круглым столом "Преемственность учреждения дошкольного образования и школы, как условие успешной адаптации воспитанников к школе". Участники проанализировали результаты работы между учреждением дошкольного образования, школой и родителями. Обсудили достижения и проблемы, определили возможные причины их возникновения, наметили пути их решения.

свернуть

Направления реализации преемственности. Задачи преемственности

развернуть

  Школа и сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Преемственность должна обеспечить «плавный» и максимально безболезненный переход ребенка на новый уровень образования, фактически в новую социальную среду. При определении ведущих идей в ходе реализации преемственности необходимо выделит приоритеты в содержании образования на каждом этапе возрастного развития ребёнка с учётом современной ситуации, не допускать спешки и дублирования содержания последующего звена образования.

 

Направления реализации преемственности:

  1. Организационно-методическое обеспечение, работа с педагогическими кадрами
  2. Работа с детьми
  3. Работа с родителями

 

Задачи преемственности

Задачи дошкольного звена можно сформулировать следующим образом:

  • приобщать детей к здоровому образу жизни;
  • формировать знания об окружающем мире;
  • стимулировать познавательную и игровую активность детей;
  • включать детей в различные формы сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребёнка, создавать условия для разнообразной деятельности.

Задачи начального школьного звена:

  • формировать познавательный интерес, навыки учебной деятельности и основные школьно-значимые функции, готовность к образованию в школе и самообразованию;
  • формировать и развивать представления о здоровом образе жизни и умения регулировать свое поведение в соответствии с ним;
  • развивать готовность к активному взаимодействию с окружающим миром;
  • развивать самостоятельность, коммуникативные навыки.
свернуть

Нормативные документы по обеспечению преемственности дошкольного и общего среднего образования

развернуть

Нормативные документы по обеспечению преемственности дошкольного и общего среднего образования 

на 2021/2022 учебный год

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании
  2. Постановление коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 26.06.2014 № 8.1 «О преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно-технологический аспекты»
  3. Приказ Министерства образования Республики Беларуси о преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно-технологический аспекты 08.07.2014 № 612
  4. Положение об учреждении дошкольного образования (постановление МО РБ от 25.07.2011 № 150)
  5. Положение об учреждении общего среднего образования 
  6. ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15 августа 2019 г. № 137 "Об утверждении образовательного стандарта дошкольного образования"
  7. Образовательные стандарты: начальное образование (Постановление Министерства образования Республики Беларусь 29.05.2009 № 32)
  8. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. N 206 «Об утверждении санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» и утративших силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов»
  9. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 января 2013 г. № 8 "Об утверждении Санитарных норм и правил "Требования для учреждений дошкольного образования" и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов"
  10. «Специфические санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации учреждений образования» утверждённых постановлением СМ РБ от 07.08.2019 №137
  11. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 150 «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь»
  12. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011 г. №283 «Об утверждении Положения об учреждении общего среднего образования»
  13. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15 августа 2019 г. № 137 «Об утверждении образовательного стандарта дошкольного образования»
  14. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 26 декабря 2018 г. №125 «Об утверждении образовательных стандартов общего среднего образования»
  15. Постановлением Совета Министров от 7 августа 2019 г. №525 «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований»
  16. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20 июня 2011 г. №38 «Об утверждении Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования и признании утратившим силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь»
  17. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 11 августа 2021 г. № 170 "Об изменении постановлений Министерства образования Республики Беларусь от 20 июня 2011 г. и № 38 и от 21 июня 2021 г. № 129"
свернуть