Преемственность дошкольного и начального образования

«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,  а всегда опирается на определенную стадию развития,  проделанную ребенком ранее"

 В.А. Сухомлинский

   Преемственность дошкольного и начального образования как условие непрерывного образования – одна из сложнейших и все еще не решенных проблем образования.

   Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться. Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? В решении этого вопроса  большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы. Воспитатель, в ходе своей работы, выявляет готовность ребенка к обучению в школе, способности умственной деятельности, состояние речи и особенности их социального развития. Учителю без этой информации невозможно осуществлять эффективное педагогическое воздействие на ребенка. Поэтому совместная целенаправленная работа этих специалистов предполагает возможность  для детей с разным уровнем подготовленности, с разным уровнем развития,  чувствовать себя комфортно в начальной школе, и каждому ребенку продвигаться своим темпом. Большое значение при этом играет преемственность стиля отношений к ребенку воспитателя и учителя, что является благоприятным условием для уверенности в своих силах, проникновения доверия к учителю, включения в учебу с желанием и радостью.

Направления реализации преемственности. Задачи преемственности

развернуть

  Школа и сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Преемственность должна обеспечить «плавный» и максимально безболезненный переход ребенка на новый уровень образования, фактически в новую социальную среду. При определении ведущих идей в ходе реализации преемственности необходимо выделит приоритеты в содержании образования на каждом этапе возрастного развития ребёнка с учётом современной ситуации, не допускать спешки и дублирования содержания последующего звена образования.

 

Направления реализации преемственности:

  1. Организационно-методическое обеспечение, работа с педагогическими кадрами
  2. Работа с детьми
  3. Работа с родителями

 

Задачи преемственности

Задачи дошкольного звена можно сформулировать следующим образом:

  • приобщать детей к здоровому образу жизни;
  • формировать знания об окружающем мире;
  • стимулировать познавательную и игровую активность детей;
  • включать детей в различные формы сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребёнка, создавать условия для разнообразной деятельности.

Задачи начального школьного звена:

  • формировать познавательный интерес, навыки учебной деятельности и основные школьно-значимые функции, готовность к образованию в школе и самообразованию;
  • формировать и развивать представления о здоровом образе жизни и умения регулировать свое поведение в соответствии с ним;
  • развивать готовность к активному взаимодействию с окружающим миром;
  • развивать самостоятельность, коммуникативные навыки.
свернуть

Нормативные документы по обеспечению преемственности дошкольного и общего среднего образования

развернуть

Нормативные документы по обеспечению преемственности дошкольного и общего среднего образования 

на 2024/2025 учебный год

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании
  2. Постановление коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 26.06.2014 № 8.1 «О преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно-технологический аспекты»
  3. Приказ Министерства образования Республики Беларуси о преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно-технологический аспекты 08.07.2014 № 612
  4. Положение об учреждении дошкольного образования (постановление МО РБ от 04.08.2022 № 230)
  5. Положение об учреждении общего среднего образования 
  6. Образовательный стандарт дошкольного образования (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 04.08.2022 № 228)
  7. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. N 206 «Об утверждении санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» и утративших силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов»
  8. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 января 2013 г. № 8 "Об утверждении Санитарных норм и правил "Требования для учреждений дошкольного образования" и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов"
  9. «Специфические санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации учреждений образования» утверждённых постановлением СМ РБ от 07.08.2019 №137
  10. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 17 августа 2022 г. № 269 «О приеме лиц для получения общего среднего образования в гимназиях, средних школах»
  11. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 11 июля 2022 г. № 184 «Об аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования»
  12. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12 августа 2022 г. № 265 «О порядке учета детей в целях получения ими дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования»
  13. Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 19 верасня 2022 г. № 322 «Аб установе агульнай сярэдняй адукацыі»
  14. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19 сентября 2022 г. №322 «Об утверждении Положения об учреждении общего среднего образования»
  15. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 26 декабря 2018 г. №125 «Об утверждении образовательных стандартов общего среднего образования»
  16. Постановлением Совета Министров от 7 августа 2019 г. №525 «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований» 
  17. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 11 июля 2022 г. № 184 «Об аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования»
  18. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации работы учреждений общего среднего образования по осуществлению контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся в период безотметочного обучения на I ступени общего среднего образования»
  19. Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 24 красавiка 2024 г. № 47 «Аб тыпавых вучэбных планах агульнай сярэдняй адукацыі»
свернуть
поделиться в: