Выпускнику

Button-pages_01 Button-pages_02 Button-pages_03
RICS
Adukar.by
Notes
Othet information

О порядке проведения вступительных (профильных) испытаний в учреждениях высшего образования Республики Беларусь

развернуть

Ознакомиться с постановлением "О порядке проведения вступительных (профильных) испытаний в учреждениях высшего образования Республики Беларусь" можно здесь: Постановление УВО Республики Беларусь

свернуть

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 27 февраля 2023 г. No 58 О выдаче характеристики

развернуть

Ознакомиться с постановлением министерства образования Республики Беларусь "О выдаче характеристик" можно здесь: Постановление характеристик

свернуть

Перечень учреждений образования, реализующих образовательные программы среднего специального образования (УССО)

развернуть

Ознакомиться с перечнем учреждений образования, реализующих образовательные программы среднего специального образования (УССО) можно перейдя по ссылке:

https://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-professionalnogo-obrazovaniya/prof-obr/srednee-spetsialnoe-obrazovanie/perechen-uchrezhdeniy-obrazovaniya-realizuyushchikh-obrazovatelnye-programmysrednego-spetsialnogo-ob/

свернуть

Перечень учреждений образования Минской области, реализующих образовательные программы среднего специального образования

развернуть

1.Белорусский государственный хореографический колледж
2.Белорусский государственный медицинский колледж
3.Белорусский государственный колледж промышленности строительных материалов
4.Высший государственный колледж связи
5.Гимназия-колледж искусств им. И.О.Ахремчика
6.Индустриально-педагогический колледж
7.Колледж бизнеса и права
8.Лингвогуманитарный колледж УО "Минский государственный лингвистический университет"
9.Минский государственный высший авиационный колледж
10.Минский государственный автомеханический колледж
11.Минский государственный архитектурно-строительный колледж
12.Минский государственный колледж искусств
13.Минский государственный колледж пищевой промышленности
14.Минская государственная лингвистическая гимназия-колледж №24
15.Минский государственный машиностроительный колледж
16.Минский государственный медицинский колледж
17.Минский государственный музыкальный колледж им. М.И. Глинки
18.Минский колледж предпринимательства
19.Минский государственный политехнический колледж
20.Минский государственный высший радиотехнический колледж
21.Минское государственное городское училище олимпийского резерва
22.Минское государственное областное училище олимпийского резерва
23.Минский государственный технологический колледж
24.Минский государственный колледж технологии и дизайна легкой промышленности
25.Минский государственный торговый колледж
26.Минский торговый колледж Белкоопсоюза
27.Минский финансово-экономический колледж
28.Минское государственное художественное училище им. А.К. Глебова
29.Минский государственный энергетический колледж
30.Республиканская гимназия-колледж при Белорусской государственной академии музыки
31.Республиканское государственное училище олимпийского резерва
32.Юридический колледж Белорусского государственного университета
33.Борисовский государственный политехнический колледж
34.Борисовский государственный педагогический колледж
35.Борисовский государственный медицинский колледж
36.Гимназия - колледж искусств г. Молодечно
37.Молодечненский государственный политехнический колледж
38.Молодечненский торгово-экономический колледж Белкоопсоюза
39.Молодечненский государственный музыкальный колледж им. М.К. Огинского
40.Молодечненский государственный медицинский колледж
41.Слуцкий государственный медицинский колледж
42.Смиловичский государственный аграрный колледж
43.Солигорский государственный горно-химический колледж
44.Солигорский государственный педагогический колледж
45.Солигорский экономический колледж (Частное УО)
46.Жодинский государственный политехнический колледж
47.Несвижский государственный колледж им. Я. Коласа

свернуть

Дорогие выпускники!

Сейчас у вас очень важный и сложный период в жизни — выбор будущей профессии, сдача государственных экзаменов, ЦТ.
развернуть

Надеемся, что наша страничка будет полезна для вас. На ней вы сможете найти полезные советы психологов: как психологически подготовиться к экзаменам, как вести себя во время экзамена и др. Также тут вы найдёте ссылки на сайты, которые будут хорошими помощниками и при выборе профессии и при поступлении в учебные заведения.

 

Методический кабинет профориентации

http://metodkabi.net.ru/ 

Сайт «Абитуриент»

http://www.abiturient.by/ 

Электронный справочник абитуриента Беларуси

http://kudapostupat.by/

свернуть

Советы родителям – экзамены! Помогаем готовиться к экзаменам и ЦТ

Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей.
развернуть

Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнить несколько советов: 

  • Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене.
  • Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
  • Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это отрицательно скажется на результате тестирования. Ребенок в силу возрастных особенностей может не справиться со своими эмоциями и «сорваться».
  • Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
  • Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
  • Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам.
  • Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету и потренируйте ребенка, ведь тестирование отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
  • Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
  • Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.
  • Контролируйте режим подготовки ребенка к экзаменам, не допускайте перегрузок.
  • Обратите внимание на питание ребенка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
  • Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
  • Не критикуйте ребенка после экзамена.
  • Помните: главное - снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить ему хорошую теплую атмосферу.

 

свернуть

Как подготовиться к выпускному экзамену по математике

Не секрет, что успешнее сдает экзамен тот, кто
развернуть
  • в полном объеме владеет материалом;
  • хорошо знаком с процедурой проведения экзамена;
  • психологически готов к экзамену и адекватно реагирует на нестандартные ситуации. 

Примеры и задачи, предлагаемые на письменном экзамене по математике составлены так, что их невозможно решить без хорошего усвоения теории. Поэтому при подготовке к экзаменам учащимся необходимо повторить основные вопросы теории:

  • преобразование тригонометрических выражений;
  • решение тригонометрических уравнений и неравенств;
  • иррациональные уравнения;
  • показательные уравнения и неравенства;
  • логарифмические уравнения и неравенства;
  • параллельности и перпендикулярности прямых и плоскостей; многогранники, их виды и свойства ( объемы и площадь поверхности);
  • тела вращения (объемы тел, площади поверхностей тел);
  • функции;
  • преобразование выражений;
  • действия с десятичными и обыкновенными дробями;
  • преобразования выражений, содержащих квадратные корни; тождественные преобразования выражений с использованием формул сокращенного умножения;
  • преобразование тригонометрических выражений, решение целых и дробно-рациональных уравнений;
  • решение задач, решаемых с помощью уравнений;
  • решение систем уравнений;
  • решение линейных и квадратичных неравенств и их систем;
  • функции: линейная, квадратичная, обратная пропорциональность, у = х. прогрессии;
  • перпендикулярность и параллельность прямых на плоскости; их признаки и свойства;
  • признаки равенства треугольников;
  • признаки подобия треугольников;
  • формулы для вычисления площади треугольников;
  • теоремы Пифагора, синусов и косинусов;
  • окружность и ее свойства;
  • свойства четырехугольников; формулы для вычисления их площади; правильные многоугольники и их свойства. 

После повторения каждого вопроса теории нужно прорешать ряд примеров и задач средней трудности. Все непонятные вопросы и нерешенные примеры выписать в тетрадь и обратиться с ними на консультации к учителю или посоветоваться с товарищами. Особое внимание нужно обратить на оформление решений задач, обоснование основных положений, затронутых в примерах и задачах.

При решении уравнений и неравенств не забывать указать область определения. 

  Некоторые советы учащимся во время экзамена по математике: 

1. Анализ экзаменационных работ показывает, что ошибка, сделанная в самом начале выполнения задания, влечет за собой другие, что приводит к неверному итоговому результату. Не спешите!

2. Будьте внимательны: вдумчиво прочитайте условие и четко определите, что от вас требуется!

3. Некоторые учащиеся много времени тратят на подробное решение первых несложных заданий, в результате последние задания либо решаются наспех, либо не решаются вообще в связи с нехваткой времени. Возьмите с собой часы, планируйте время!

4. Экзаменационные работы часто сдаются без проверки, поэтому в них содержится немало ошибок, которые можно было бы устранить самостоятельно. Будьте внимательны!

 

свернуть

Как подготовиться к изложению по русскому (белорусскому) языку

1. Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль.
развернуть

2. Найдите в тексте опорные слова.

3. Составьте план. Для этого разделите текст на части. Озаглавьте каждую из них.

4. Найдите слова, которые нужно проверять. Подумайте, как объяснить их написание.

5. Ещё раз внимательно прочитайте текст. Обратите внимание на употребление слов и словосочетаний. После того, как напишите изложение, не забудьте проверить свою работу.

Эти рекомендации помогут вам понять, что от вас потребуется на экзамене, подскажут, как правильно распределить время и силы, эффективно подготовиться к написанию изложения, сориентироваться, каковы должны быть содержание и приблизительный объем экзаменационной работы.

 

Как это будет?

Учитель прочитает текст 2-3 раза (в зависимости от его сложности) с паузой в 20 минут.

При первом слушании вам надо постараться:

  1. ​ Понять содержание, определить тему и найти соответствие между заголовком, если он есть, и темой (прямое, переносное, опосредованное);
  2. ​ Проникнуть в суть, то есть понять основную мысль;
  3. ​ Определить основной функциональный тип (повествование, описание, рассуждение);
  4. ​ Отметить логическую связь отдельных микротем и запомнить их последовательность.

 

При втором слушании Вы должны:

  1. ​ Уточнить, правильно ли вы запомнили последовательность мыслей, излагаемых в тексте;
  2. ​ Обратить внимание на фактическую сторону: даты, фамилии, имена, место действия (основные из них будут записаны учителем на доске, и это облегчит вашу задачу);
  3. ​ Отметить временные, причинно-следственные связи, на которые не обратили внимания пи первом слушании;
  4. ​ Выделить основные средства художественной выразительности, использованные автором.

Итак, слушая текст, следует настроиться не только на восприятие его содержания, но и на анализ его построения. Определить, как начинается (зачин), как завершается (концовка), какие языковые средства используются автором для выражения своего отношения к изображаемому явлению, как используется связь между предложениями, абзацами, какие слова в тексте можно считать ключевыми, как используются средства художественной выразительности: метафора, гипербола, эпитет и др.

 

После первого прочтения, во время небольшой паузы, сделайте наброски: составьте хотя бы краткий план, запишите слова, которые показались вам особенно яркими, выразительными.

 

Во время второго чтения обычно разрешается записывать, однако хочется предостеречь: не пытайтесь зафиксировать все, ведь стенографией наверняка не владеете. Постарайтесь записать ключевые слова, словосочетании, наиболее ярко выражающие содержание авторского стиля, оценку изображаемого, отношение к нему. При этом возможно использование сокращений, условных графических обозначений (приемов элементарного кодирования) при условии, что вы ими ранее уже пользовались, сможете без напряжения выполнить, а потом понять.

 

Как рационально распределить время?

Экзамен длится 4 часа. Половина этого времени или чуть больше(2-2,5 часа) должна уйти на следующие этапы:

а) первое прочтение учителем – слушание учащимися;

б) небольшая пауза (около 5 минут) – вы должны сосредоточиться на услышанном, можете сделать короткие наброски в виде ключевых слов, основной мысли, фактов (конкретных наименований), составить план;

в) второе прочтение – запись в черновик отдельных слов и словосочетаний, способствующих раскрытию основной мысли;

г) написание чернового варианта (подробного плана (по желанию) текста изложения) в полном или сокращенном виде по усмотрению ученика, здесь допускаются сокращения для экономии времени;

е) редактирование черновика.

Оговорим некоторые моменты.

Составление плана – это часть работы, от которой во многом зависит успешное выполнение задания в целом. Хотя в чистовой вариант он не включается, в ваших интересах посвятить его составлению 5-10 минут, так как отраженное в плане содержание прослушанного текста поможет логично, последовательно выполнить пересказ.

В ходе редактирования, которому необходимо посвятить после создания чернового варианта 15-30 минут, необходимо:

а) выбрать самые удачные слова из ряда синонимов (лексических и грамматических), чтобы добиться большей точности в выражении мыслей, устранить неоправданные повторы, найти средства для выражения своего отношения, оценки;

б) перестроить предложения, если есть сомнения в правильности расстановки знаков препинания;

в) заменить слова, в написании которых вы не уверены.

1,5-2 часа вам следует потратить на два очень важных этапа экзамена:

а) выполнение работы набело, при этом переписывать необходимо аккуратно, по возможности без исправлений, соблюдая красные строки, то есть правильно членя текст на абзацы, в сомнительных случаях на месте орфограмм оставляя пробелы, чтобы чуть позже справиться в словаре;

б) самопроверку.

 

Желаем вам уверенности в своих силах и успеха!

свернуть

Уважаемые родители!

Именно Ваша поддержка нужна выпускнику прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки.
развернуть

Поведение родителей 

В экзаменационную пору основная задача родителей – создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и… не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное – спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением. 

Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может. 

Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы заданий. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий. 

Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) – самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь "от хорошего слова даже кактусы лучше растут".

 

Организация занятий 

Очень важно разработать ребёнку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена. Именно индивидуальную, так как все дети разные (есть медлительные, есть очень активные, есть аудиалы, кинестетики, тревожные, есть с хорошей переключаемостью или не очень и т. д.)! И вот именно в разработке индивидуальной стратегии родители должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности (при необходимости доработать его), развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех! 

Одна из главных причин предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ЦТ и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию. 

Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности. В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.

Помогите распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам. 

Обеспечьте своему выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься! 

 Питание и режим дня 

Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и «от плюшек не толстеют!» 

Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут. 

Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим. 

С утра перед экзаменом дайте ребёнку шоколадку… разумеется, чтобы глюкоза стимулировала мозговую деятельность… 

 

Материалы подготовлены на основе книг Ф.Йейтса «Искусство памяти»; Корсакова И.А., Корсаковой Н.К. «Хорошая память на каждый день», бесед с лучшими отечественными психологами и педагогами, а также собственного родительского опыта.

свернуть

Памятка для учащихся по подготовке к экзаменам

Что делать, если глаза устали?
развернуть

В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули.

Итак, выполни упражнения:

*​ Посмотри попеременно вверх - вниз (15 сек.), влево - вправо (15сек.)

*​ Нарисуй глазами свое имя, отчество и фамилию

*​ Попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 сек.), а потом - на листе бумаги перед собой (20 сек.)

*​ Нарисуй глазами квадрат, треугольник сначала по часовой стрелке, а потом против нее.

Как психологически подготовиться к экзаменам?

Для того, чтобы в кризисной ситуации не терять головы, необходимо при подготовке к ней не ставить перед собой сверхзадач для достижения сверхцелей. Не стоит дожидаться, когда ситуация станет катастрофической. Готовиться к ней лучше в состоянии относительного покоя. Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям. Если очень трудно собраться с силами и с мыслями - начни с самого легкого.

И еще не забудь, что перед экзаменом не стоит слишком много есть, а лучше хорошо выспаться.

Взяв билет (или перед началом письменной работы), сядь удобно, выпрями спину. Сосредоточься на словах «Я спокоен». Повтори их не спеша, несколько раз.

Дыхательные упражнения тоже помогают снять напряжение. Вот несколько приемов. Сядь удобно.

*​ глубокий вдох через нос (4-6 сек.)

*​ задержка дыхания (2-3 сек.)

*​ медленный, плавный выдох через нос (4-6 сек.)

*​ задержка дыхания (2-3 сек.) и т.д.
упражнение выполняется в течение 2-3 минут.

Как нужно выглядеть на экзамене?

Постарайся избежать чересчур ярких, кричащих цветовых сочетаний в одежде, слишком вызывающих деталей костюма, дабы не вызвать волну раздражения у людей, с которыми тебе предстоит вступать в контакт во время экзамена.

Никогда не забывай о необходимости соблюдения чувства меры в косметике и запахах. Ничего лишнего.

Как вести себя во время экзамена?

Если экзаменатор - человек энергичный, то вялый, тихий ответ с большими паузами может его разочаровать.

Если же экзаменатор - человек спокойный, уравновешенный, то ты рискуешь вызвать у него неосознанное неудовольствие слишком оживленной мимикой, жестикуляцией и громким голосом.

Не спеши отвечать или сдавать свою работу. Отложи ее в сторону. Закрой глаза и сосредоточься. Ты ничего не хочешь добавить к своему ответу? Обычно самые важные мысли приходят в голову после того, как письмо запечатано. Если тебе ничего не пришло в голову, можешь идти отвечать.

Помни, что вера в успех - это половина успеха.

свернуть

Как подготовиться к экзамену по истории Беларуси

1. Тщательно изучите экзаменационные билеты. Отметьте темы, которые вы уже проработали и в которых чувствуете себя уверенно. Сконцентрируйте внимание на вопросах, к которым вы слабо подготовлены.
развернуть

2. Используйте время, отведенное на подготовку, как можно эффективнее. Новый и сложный материал учите в то время суток, когда хорошо «думается», т.е. высокая работоспособность. Обычно это утренние часы после хорошего отдыха.

3. К трудно запоминаемому материалу необходимо возвращаться несколько раз, просматривать его в  течение нескольких минут вечером, а затем еще раз – утром.

4. Чтобы лучше запомнить материал, необходимо максимально использовать все возможности: воспринимать текст и  на слух, и визуально (читать с листа), и при помощи движений, и при помощи ассоциаций.

5. Тренируйтесь отвечать на вопросы. По мере того как вы заканчиваете прорабатывать каждую тему, пробуйте отвечать на вопросы. Отвечая на них, вы приобретаете уверенность в себе и сможете ответить на неожиданные вопросы на экзамене.

6. Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, поскольку это активная, организованная целью умственная работа.

7. Очень полезно составлять планы, схемы и алгоритмы конкретных тем и держать их в уме, а не «зазубривать» всю тему полностью «от» идо.

8. К экзамену лучше готовиться с другом или подругой, повторять, задавать вопросы и отвечать на них, «проговаривать» весь материал.

свернуть

Мини лекция «Как вести себя во время экзамена» « свернуть

Как вести себя на экзамене? Вот несколько полезных советов.
развернуть

1. Взяв билет, прочитав задания на доске, ознакомьтесь с вопросами и начинайте готовиться с того вопроса, выполнять то задание, которое, пусть совсем ненамного, для вас легче.

2. Напишите примерный план ответа карандашом на чистом листе бумаги. Составьте список всех нюансов, которых вы хотите коснуться в своем ответе. Пишите даже то, что может вначале показаться ненужным, это поможет вам в процессе письма припомнить еще какие-нибудь факты. Если вам удастся это сделать, вы сразу почувствуете некоторое облегчение. Ваши нервы станут спокойнее, голова начнет работать более ясно и четко. Вы как бы освободитесь от нервозности, и вся ваша энергия теперь может быть направлена на ответ на экзаменационный вопрос.

3. Составление этого небольшого плана, возможно, займет у вас минут 20—25, и вы можете заметить, что многие вокруг уже отложили свои листочки в сторону. Не делайте так: это может потом выйти вам боком. Если есть возможность, прикрепите листок со своим планом к листку с экзаменационными вопросами, и экзаменатор увидит, что вы дали себе труд написать план ответа заранее и что у вас методический склад ума. Когда пройдет 25 мин, вы можете распрямиться и расслабиться, потому что фактически вы уже ответили на вопросы и все, что осталось сделать, — это переписать все начисто. Пока будете переписывать, в голову могут прийти новые мысли, которые позволят шире раскрыть план, написанный карандашом.

4. Сократите работу экзаменатора. Он или она зачтут это в ваш актив, если вашу работу будет легко читать и делать в ней пометки. Понятный и четкий почерк просто необходим.

5. Если возможно, сформулируйте краткий ответ на весь вопрос в первом же предложении первого параграфа. Таким образом, вы дадите экзаменатору возможность понять, что смысл вопроса вам ясен, и вы имеете правильное представление о предмете.

6. Если вопрос состоит из нескольких частей, назовите каждую из них и подчеркните подзаголовки: тогда экзаменатор сможет быстро просмотреть вашу работу и сразу увидит, что вам есть что сказать по каждому пункту.

7. Если вы ведете речь о каких-то гипотезах или включаете в свой ответ даты тех или иных событий, подчеркните их тоже: знание дат сразу бросается в глаза экзаменатору.

8. Удостоверьтесь, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение. Если вы пишете эссе, то во вступлении надо перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, потом в основной части работы надо детально развернуть всю проблему, а в заключение придать ходу своих мыслей завершенность и поставить точку.

 

 

Мини лекция «Перед экзаменом»

Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, а перед устным экзаменом пересказать их кому-нибудь или самому себе перед зеркалом так, как будто отвечаете комиссии на экзамене. Не повторяйте билеты по порядку, лучше напишите номера на листочках и тяните, как на экзаменах. Каждый раз, прежде чем рассказать билет, вспомните и запишите план ответа. Если это получилось легко, можете не рассказывать — этот вопрос вы знаете хорошо. Рассказывайте только то, в чем вы чувствуете затруднение. При рассказе пользуйтесь записанным планом — на экзамене можно пользоваться записями, сделанными при подготовке к ответу. Следите при этом за своей позой, жестами, мимикой, голосом. Знайте, что ваша речь, весь ваш вид должны выражать уверенность в себе и своих знаниях. Известно, что голос, поза, жестикуляция не только «выдают» состояние человека, но по принципу обратной связи способны влиять на него, т. е., приняв уверенную позу, начиная говорить спокойным и уверенным голосом, вы в действительности становитесь спокойнее и увереннее в себе.

Если вы волнуетесь, то непосредственно накануне представьте себе ситуацию экзамена во всех красках, со всеми своими чувствами, переживаниями, «страшными мыслями»: вот вы вошли в класс, вот тяните билет, садитесь готовиться, выходите отвечать, отвечаете и т. п. Итак, сначала вы представляете, как у вас дрожат руки или пересыхает в горле, а в голове не осталось ни одной мысли, но вот вы тянете билет, садитесь на место или читаете задание на доске во время письменного экзамена, страх пропадает, вы сосредоточиваетесь и начинаете спокойно готовиться к ответу или выполнять задание. Подходите к экзаменационной комиссии и уверенно отвечаете на все вопросы. Еще раз: представьте себе все как можно конкретнее, в деталях, со всеми чувствами, переживаниями, действиями, но так, как бы вы хотели, чтобы все произошло, как должно произойти при успешной сдаче экзамена.

Естественно, если у вас вообще нет никакого страха перед экзаменом, то не надо его и представлять себе. Однако в этом случае подумайте, не слишком ли вы спокойны. Отсутствие некоторого «предстартового» волнения также часто мешает хорошим ответам.

Если же вы очень боитесь, попробуйте прием, называемый «доведением до абсурда». Постарайтесь как можно сильнее напугать себя. Представьте себе все самые страшные, немыслимые подробности и ужасающие последствия. Если вы занимаетесь вдвоем или в группе, попробуйте посильнее напугать друг друга. Такое предельное усиление страха обычно приводит человека к мысли о том, что бояться, в сущности, нечего и даже самые тяжелые последствия на самом деле не так ужасны.

Каждому известно: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это, однако, ерунда. Вы уже устали, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестаньте готовиться. Умойтесь. Совершите прогулку. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, даже некоторой агрессивности. Ведь экзамен — это своеобразная борьба, прежде всего борьба обаяний, в которой надо уметь за себя постоять.

По дороге на экзамен не вредно просто пролистать учебник.

 А что, если...

— ...вдруг обнаружилось, что вам попался вопрос, по которому вы можете сказать очень немного, не впадайте в панику, а сразу начинайте записывать все, что когда-либо слышали по этому поводу: из телепередачи ли, из кинокомедии ли, из разговора с родителями или друзьями либо из энциклопедии. В процессе написания в голову могут прийти какие-либо мысли, и вы, возможно, вспомните что-нибудь из пройденного в классе или прочитанного. А можно сделать и так. Разделите лист бумаги на две части. На левой напишите, например: «Что я знаю» (или просто поставьте «+»), на правой — «Что мне неизвестно» (или «-»). Смелее пишите в левой части все, что вам приходит в голову по поводу ответа — правила, примеры, отдельные положения и др. Ничего, если все это будет беспорядочно. На правой записывайте вопросы, «дыры», пункты, про которые, как вам кажется, вы ничего не можете сказать. Время от времени просматривайте правую часть и вычеркивайте все, что вспомнили. В конце подготовки обязательно составьте план ответа: лучше ответить не все, но то, что вы знаете, изложить четко и логично, чем как бы сказать все, но делать это хаотично, начиная говорить об одном, потом вдруг переходя к другому, возвращаясь к тому, что забыл, и т. п.;

— ...вообще ничего не знаете, не говорите об этом экзаменатору, а говорите что-нибудь, хоть какую-нибудь ахинею, типа: «Прежде, чем рассказать о творчестве Пушкина, надо поговорить о принципах поэтического творчества вообще...» Хотя, конечно же, лучше играть по правилам;

— ...на полуслове вы забыли, о чем надо говорить. Прежде всего не «теряйте голову». Сохраните спокойствие, хотя бы внешнее — такое может случиться с каждым! Повторите последнюю фразу, сначала так же, как раньше, а потом, если сможете, другими словами. За это время вспомните план ответа: что вы уже рассказали? К чему эта фраза может относиться? В большинстве случаев это помогает. Если это так — смело продолжайте ответ. Если нет — посмотрите на листок, который вы написали, готовясь к ответу, и начинайте отвечать следующий пункт плана (даже если вам только кажется, что этот пункт следующий). Потом в конце ответа всегда можно вернуться к тому, что пропустили;

— ...вы уже почти кончили отвечать, и тут-то, наконец, вспомнили, о чем хотели сказать, когда «потеряли мысль», или о чем забыли сказать. Ничего страшного. Закончите говорить то, о чем говорили, а затем скажите то, что пропустили. Ни в коем случае не прерывайте ответа ради того, о чем вспомнили. Лучше пусть о чем-то вы скажете в конце, чем весь ответ окажется нелогичным. Не говорите: «Да, я еще забыл сказать о ...» Говорите, например, так: «Вернемся к (название пункта плана). Я хотел бы добавить...» или так: «Кроме того, надо сказать, что ...», «Следует подчеркнуть»;

— ...вас не слушают. Не воспринимайте это как личное оскорбление, не относите на свой счет. Продолжайте ответ, как если бы вы этого не заметили;

— ...экзаменатор в резкой и неприятной форме перебивает вас, требует что-то уточнить, повторить. Или еще хуже, «кидают» неприятные реплики. Кажется, что все сговорились вас завалить. Отвлекитесь от этого. От вас требуется мужество и собранность, умение не показывать обиду. Сконцентрируйте внимание на точном ответе. Отвечайте четко и коротко. Только так вы сможете доказать, что к вам относятся несправедливо. Ни в коем случае не показывайте, что разозлились, и не старайтесь вызвать жалость к себе. Самое эффективное — сохранить чувство собственного достоинства и с достоинством держаться;

— ...вы оговорились, и все стали смеяться. Не переживайте. Это может случиться с каждым. Оговариваются даже профессионалы — дикторы радио и телевидения. Посмейтесь вместе со всеми — и все. Если же оговорку кроме вас вообще никто не заметил, продолжайте говорить дальше, как будто ничего не произошло;

— ...вам задают дополнительный вопрос. Не пугайтесь. Не торопитесь с ответом. Можете сказать, что вам надо немного подумать. Четко определите, к чему относится этот вопрос, какого ответа он требует. Прежде чем говорить, сформулируйте ответ в уме. Времени на это требуется совсем немного;

— ...вы ошиблись. Ну и что? Ошибки бывают у всех. Если вы заметили ошибку и знаете, как ее исправить, сделайте это. Если же не уверены, правилен ваш ответ или нет, продолжайте отвечать, как будто ничего не произошло. Если вам укажут на ошибку и вы не уверены твердо в своей правоте, лучше согласиться. Не бойтесь ошибок! Учитесь, используя ошибки, лучше разбираться в усваиваемом материале;

— ...вам поставили отметку ниже той, на которую вы рассчитывали. Не вступайте в спор, не доказывайте. Во время вступительных экзаменов воспользуйтесь правом на апелляцию.

И конечно, никогда не забывайте про чувство юмора — пусть оно не покидает вас и во время экзамена.

свернуть

Мини лекция «Подготовка к экзаменам»

Прежде чем начать подготовку к экзаменам, следует оборудовать место для занятий: убрать лишние вещи, удобно расположить нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т. п.
развернуть

Психологи считают, что хорошо ввести в такой интерьер для занятии желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Не надо переклеивать ради этого обои или менять шторы, достаточно какой-то картинки в таких тонах, эстампа, которые в конце концов можно сделать и самому, использовав, например, технику коллажа.

Приступая к подготовке к экзаменам, полезно составить план.

Для начала хорошо определить, кто вы — «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально загрузить утренние или, напротив, вечерние часы.

Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «Немного позанимаюсь», а что именно сегодня будете учить, какие именно разделы какого предмета.

Конечно, хорошо начинать — пока не устал, пока свежая голова — с самого трудного, с того раздела, который заведомо знаете хуже всего. Но бывает и так, что заниматься не хочется, в голову ничего не идет. Короче, «нет настроения». В таком случае полезно начать, напротив, с того, что знаете лучше, с того материала, который вам более всего интересен и приятен. Возможно, постепенно вработаешься и дело пойдет.

Обязательно следует чередовать работу и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут — перерыв. Можно в это время вымыть посуду, полить цветы, сделать зарядку.

Готовясь к экзамену, не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, вначале вспомните и обязательно кратко запишите все, что вы знаете по этому вопросу, и лишь затем проверьте себя по учебнику. Особое внимание обратите на подзаголовки главы или параграфа учебника, на правила и выделенный текст. Проверьте правильность дат, основных фактов. Только после этого внимательно, медленно прочтите учебник, выделяя главные мысли, — это опорные пункты ответа.

В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал: вновь кратко запишите планы всех вопросов, которые были проработаны в этот день.

При подготовке к экзаменам вообще полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем обязательно делать это не в уме, а на бумаге. Такая фиксация на бумаге полезна потому, что при воспоминании, повторении «про себя», смешиваются узнавание и реальное знание, а узнавать всегда легче, чем вспоминать. Возникает впечатление знания, а когда надо пересказать его другим, сказать вслух, оно куда-то улетучивается. Именно с этим часто бывают связаны случаи, когда кажется, что вы знаете, помните, а начинаете отвечать, и ответ получается отрывочным, скомканным. Поэтому такими приемами хорошо пользоваться и в течение учебного года при подготовке уроков. Кстати, тогда и к экзаменам придется меньше готовиться. Когда вы записываете план ответа, вы становитесь в позицию человека, передающего свои знания другим, т. е. делаете то же самое, что надо делать, отвечая в классе или на экзамене. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала и даже иногда непосредственно в ответе на экзаменах.

Ответы на наиболее трудные вопросы полностью, развернуто расскажите маме, другу — любому, кто захочет слушать, причем старайтесь это делать так, как требуется на экзаменах. Очень хорошо записывать ответ на магнитофон, а потом послушать себя как бы со стороны.

Перед устным экзаменом хорошо попробовать ответы на наиболее трудные вопросы рассказать перед зеркалом (желательно таким, чтобы видеть себя в полный рост), обращая внимание на позу, жесты, выражение лица. Почему это надо делать? В психологии установлено, что чем больше различия в состояниях человека в тот момент, когда он получает информацию (готовится к экзамену) и воспроизводит ее (сдает экзамен), тем труднее ему извлекать информацию из памяти. Готовиться обычно приходится дома, сидя, а то и лежа, в спокойной обстановке, расслабившись, а отвечая на экзамене, человек испытывает напряжение, волнение. Когда вы рассказываете ответ или записываете его на магнитофон, вы сближаете эти два состояния. Важно и то, что речь «про себя» отличается от речи вслух: она краткая, сжатая. Для того чтобы стать понятной другим, она требует перевода. И тогда оказывается, что не все можно перевести: что-то забыто, что-то в переводе кажется бледной копией, что-то видится как образ, картинка, а словами не выражается. Когда вы пересказываете ответ, вы включаете особый вид памяти — речедвигательную память, помогающую вам отвечать не на внутреннем, а на общедоступном языке. Только тут и выясняется, что вы знаете твердо и чем можете поделиться с другими, что — только для себя и поэтому требует дополнительного перевода, а что, как оказывается, вообще не знаете.

Если в какой-то момент подготовки к экзаменам вам начинает казаться, что это выучить невозможно и вы никогда не сможете запомнить всего, что требуется, подумайте о том, сколько по этому предмету вы уже знаете, дайте себе отчет в том, где вы находитесь и сколько вам еще предстоит пройти, чтобы освоить весь материал. Только делать это надо как можно конкретнее. Не: «Ой, мамочки, я ничего не знаю» или «Я все равно ничего не успею, так не лучше ли все это бросить», а отделив легкие или сравнительно легкие для вас вопросы и темы от тех, на которые вы смотрите, как на китайскую грамоту. А затем сосредоточьтесь на том, что вам нужно выучить, как бы перекидывая мостик между знаемым и незнаемым.

Главное, никогда не надо стараться выучить весь учебник наизусть, а надо всегда помнить, что ваша задача не вызубрить, а понять. Поэтому концентрируйте внимание на ключевых мыслях.

Обязательно решайте задачи (по математике, физике), разбирайте предложения, слова (по русскому языку) — в общем научитесь хорошо выполнять практические задания; и не просто выполнять, но и рассказывать полностью, вслух, как вы их выполняли, какой был ход ваших действии и рассуждении.

Готовясь к экзамену, никогда не думайте о том, что провалитесь, но, напротив, мысленно рисуйте себе картину триумфа, легкого победного ответа. Мысли о возможном провале недаром называют саморазрушающими. Они не только мешают вам готовиться, создавая постоянное напряжение и смятение в мыслях, занимая в них главное место, они к тому же как раз и позволяют вам ничего не делать или делать все, спустя рукава (зачем трудиться, если все равно ничего не выйдет). Совет может быть таким: сосредоточьтесь на конкретных задачах, продумывайте программу подготовки на каждый день и четко следуйте ей, обязательно составляя план ответа на каждый вопрос, причем каждый на отдельном листке, чтобы к концу дня вы видели некоторое материальное выражение своего труда.

За несколько дней до экзамена обязательно «проиграйте» мысленно ситуацию экзамена, представьте себе во всех деталях обстановку, комиссию, свой ответ. Старайтесь делать это как можно конкретнее, подробнее. Но — внимание! — сконцентрируйтесь на выборе лучшего ответа, лучшей формы поведения, а на саморазрушающие мысли о провале, о собственных страхах постарайтесь не обращать внимания: не гоните их, но и не «зацикливайтесь» на них.

 

свернуть

Волнуйтесь спокойно!

Предэкзаменационный и экзаменационный периоды являются тем временем, в которые школьники ощущают тревогу, страх, неуверенность в себе и своих силах, нервозность, чувство неопределенности, чувство грозящей опасности и неудачи. Действительно, перечисленный список пугает.
развернуть

Кажется, как подобное психологическое напряжение могут испытывать дети…

«Все в той или иной степени тревожатся», — подумаете Вы. И, конечно, Вы будете правы. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный уровень тревожности. Тревожность для того, чтобы предупреждать нас об опасности, угрозе и в этом смысле имеет не меньшую ценность, чем боль. Но перед ответственными мероприятиями (экзамен, важная встреча, разговор), уровень тревожности существенно возрастает, что приводит к дезорганизации личности и в конечном итоге отрицательно сказывается на процессе и результате выполняемой деятельности. А ведь экзамен этот первый, важный…

Именно в этот ответственный момент Вашему ребёнку необходима поддержка. Чтобы понизить уровень тревожности перед экзаменами, снять агрессивность и конфликтность поведения, сформировать оптимистическое восприятие будущего, необходимо соблюдать ряд простых правил стабилизации эмоционального состояния.

  •  Сон. Школьнику необходимо спать от 8,5 до 9 часов. Полноценный сон будет лучшим отдыхом для нервной системы. Лёгкий, кратковременный сон — дневной (от 5 до 30 минут) можно использовать вместо традиционной чашки кофе. В идеале в конце каждого часа работы необходимо отдохнуть 2-3 минуты;
  •  Неприятные эмоции, отрицательные воспоминания следует заменять приятными. Конечно, реализовать это правило достаточно нелегко, но усилием воли можно переключить внимание и мышление на предметы, которые обычно вызывают у человека положительные эмоции;
  •  Оптимистичный подход. Установка на успех придаст школьникам сил и создаст благоприятный психологический настрой. Старайтесь смеяться вместе с ребёнком, иногда отвлекать его от работы приятными воспоминаниями;
  •  Повышайте их уверенность в себе. Чем больше ребенок боится неудачи, тем выше вероятность допущения ошибок. Говорить вслух о будущем успехе;
  •  Питание. Обратите внимание на то, что употребляет Ваш ребенок в пищу. Во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища: рыба, творог, орехи, курага и т.д. Необходимы такие продукты, которые стимулируют работу головного мозга;
  •  Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью и т.д.

Важно верить в силы Вашего ребёнка, демонстрировать свою уверенность и положительный настрой по отношению к будущему результату на экзаменах.

 

свернуть

Занятия «КАК ПЕРЕЖИТЬ ЭКЗАМЕНЫ?»

(для учащихся 9, 11 классов)
развернуть

 Занятие 1. Что такое экзамен? 

         Необходимые материалы: ватман, маркер (фломастер), скотч, листочки для упражнения «Ассоциации».

         Ход занятия

1. Ассоциации (цель — актуализация представлений об экзаменах).

Обсуждается цель занятий. Каждый записывает на листочках свои ассоциации на слово «экзамен» (анонимно). Листочки собираются, ведущий зачитывает ассоциации, обобщает их, делая вывод о том, что экзамен — это очень серьезная ситуация, требующая от экзаменующегося много душевных сил.

2. «Суперученик» (цель — создание условий для обращения к личностному потенциалу учащихся, который может помочь при сдаче экзаменов).

Класс делится на группы по 6—8 человек. Каждая группа получает задание составить портрет «суперученика», который, без сомнения, сдаст любой экзамен. Сделать это нужно с соблюдением двух условий: во-первых, каждое качество должно принадлежать кому-то из участников подгруппы, и, во-вторых, у каждого участника подгруппы нужно заимствовать хотя бы одно качество (например: «Для того чтобы успешно сдать экзамен, нужна такая сообразительность, как у Пети, вежливость, как у Оли» и т. д.).

Результаты работы представляются всему классу. В итоге ведущий отмечает, что у каждого нашлась какая-то сильная сторона. Если группа не может найти сильной «экзаменационной» стороны личности того или иного участника, задача ведущего — помочь им, организовав мини-обсуждение.

3. Обобщение (цель — ассимиляция опыта). На листе ватмана перечисляются «Экзаменационные черточки ... класса». Лист вывешивается в кабинете.

Занятие 2. Как отвечать на экзамене

          Необходимые материалы: «экзаменационные билеты», ватман, маркер (фломастер), скотч.

         Ход занятия

1. Вступление (цель - обращение к материалу предыдущего занятия). Ведущий напоминает результаты прошлого занятия, обращаясь к «Экзаменационным черточкам... класса».

2. «Ответ на экзамене» (цель — создание условий для репетиции экзаменационного ответа на основе позитивного личностного эталона). Класс делится на подгруппы. Каждая подгруппа вытаскивает экзаменационный билет №13, например (по Бегловой Т., 2001):

□ Билет № 13. Расскажите об особенностях жанра «Современный детский роман»: сюжет, приемы, герои.

□ Билет № 13. Расскажите о выращивании цыплят бройлерных пород в условиях вечной мерзлоты.

□ Билет № 13. Докажите теорему о равнобедренном круге.

□ Билет № 13. Расскажите об обычаях и языке племени тумба-юмба.

□ Билет № 13. Осветите вопрос о феминистических воззрениях Бабы Яги.

Задача подгруппы: подготовить коллективный ответ (должен поучаствовать каждый), соответствующий уровню ответа «суперученика».

Результаты работы представляются классу. В случае затруднений в группе ведущий может «подкинуть» пару идей ее участникам.

3. Памятка (цель — ассимиляция опыта). На основе обсуждения итогов упражнения «Ответ на экзамене» составляется памятка «Как вести себя на экзамене». Результаты фиксируются на листе ватмана, который вывешивается на стене в классном кабинете.

Занятие 3. Экзаменационные оценки

         Необходимые материалы: листочки для записи, жетоны двух цветов, плакат, начатый на прошлом занятии, маркер (фломастер), скотч.

         Ход занятия

1. Вступление (цель - актуализация опыта предыдущего занятия, обращение к новой теме). Ведущий кратко напоминает о результатах прошлого занятия. Затем обсуждается вопрос о том, каковы критерии оценки устного ответа на экзамене. Каждый получает листочек, на котором дает ответ на вопрос: «Если бы я был экзаменатором, за какой ответ я бы поставил "5"?»

Ведущий собирает листочки и обобщает ответы, выписывая на доске критерии «пятерочного» ответа.

Если представления ребят нереалистичны, ведущий может мягко скорректировать их, предложив им поразмыслить над теми или иными «случаями из жизни», придуманными по ходу обсуждения

2. «Угадай, какой ответ» (цель - ассимиляция представлений критериях оценки экзаменационных ответов). С помощью жетонов класс делится на две подгруппы: «школьники» и «экзаменаторы». «Школьники» работают в парах (тройках), «экзаменаторы» — индивидуально. «Школьникам» дается 3 минуты на то, чтобы загадать экзаменационную оценку, и, записав ее на листочке (он остается у ведущего), подготовить соответствующий ответ (один от минигруппы). Задача экзаменаторов — угадать, u1085 на какую оценку претендует «школьник». Тема ответа произвольна (по выбору минигруппы). Ведущий может усложнить задачу, если введет правило «неожиданных вопросов», которые он сам или «экзаменаторы» задают по теме ответа.

3. Памятка (цель — ассимиляция опыта). На основе занятия дополняется «Памятка», в которой указываются критерии хорошего ответа. Памятка остается на стене в кабинете класса.

 Занятие 4. Экзамен и здоровье

          Необходимые материалы: бланки с контурными изображениями человека, цветные карандаши, плакат с контурным изображением человека, маркер (фломастер), скотч.

         Ход занятия

1. Вступление (цель - постановка проблемы занятия). Организуется работа в малых группах. Каждая группа получает контурный рисунок человека и задание: цветными карандашами отметить на рисунке «зоны экзаменационного риска» для здоровья (например, голова — «перегрузка»). На плакате составляется обобщенный вариант. Некоторым группам не сразу понятно задание, им могут помочь наводящие вопросы.

2. «Первая помощь» (цель - создание условий для осознания путей заботы о собственном здоровье в период экзаменов). Организуется обсуждение: как помочь заштрихованным частям организма во время экзамена 

например, помочь глазам — это значит читать в хорошо освещенном помещении, не читать лежа, читать в очках, если они тебе прописаны, воздержаться от длительного просмотра телевизора и работы на компьютере и т. д.). Результаты фиксируются на плакате. Готовый плакат должен получить название (в обсуждении). Он остается в кабинете класса.

3. Обобщение ведущего (цель — ассимиляция опыта). Ведущий кратко подводит итоги совместной работы.

Занятие 5. Как готовиться к экзамену?

          Необходимые материалы: бумага для рисования, бланки с вопросами для обсуждения в группах, бланк с ответами, цветные карандаши, ножницы, скотч.

         Ход занятия

1.Вступление (цель - постановка проблемы занятия). Ведущий сообщает тему занятия, рассказывает о том, почему она важна. Можно в качестве иллюстрации привести несколько примеров из жизненного опыта, подтверждающих необходимость правильной подготовки к экзаменам.

2. Обсуждение (цель - актуализация знаний по проблеме). Организуется работа в малых группах. Каждая группа получает бланк с вопросами:

□ За сколько времени до экзамена нужно начинать готовиться к нему?

□ В какое время дня лучше готовиться к экзамену?

□ В какой обстановке следует готовиться к экзамену? Что может помочь

в подготовке к экзамену?

□ За какое время до начала экзамена следует приходить в школу?

□ Каким по счету лучше отвечать?

Результаты обобщаются, ведущий рассказывает об универсальных правилах подготовки к экзаменам. Они вывешиваются в кабинете.

3. «Значок» (цель — психологическое завершение занятий). Каждый составляет эмблему на тему «К экзаменам готов!» Эмблемы подписываются и наклеиваются на любой из плакатов, оформленных в течение занятий. Ведущий подводит итоги встреч, подчеркивая вклад каждого из ребят в достигнутый результат.

  

свернуть

Возможные проблемные ситуации на экзаменах (информация для педагогов)

У ребёнка богатое воображение, хорошо развито образное мышление. Запоминание материала лучше происходит на основе ассоциаций, аналогий.
развернуть

Если у учащегося:

 -Сомнения в полноте и прочности знаний

- Сомнения в собственных способностях

- Негативный настрой

- Неопределенность и ограниченности во времени

- Физическое и интеллектуальное перенапряжение

- Индивидуальные особенности нервной системы

- «Груз» ответственности перед родителями и школой

 Что делать:

 Краткая психологическая характеристика проблемы

У ребёнка богатое воображение, хорошо развито образное мышление. Запоминание материала лучше происходит на основе ассоциаций, аналогий. Может испытывать затруднения при необходимости логически мыслить, структурировать. Ребёнок с трудом составляет конспекты, планы, выделяет главное, но при этом хорошо обобщает. Устные ответы часто хаотичны, если не знает ответа на вопрос, то может его придумать или рассказать то, что знает из других областей. Такому ребёнку трудно отвлечься от эмоционально – образной составляющей учебного материала и сосредоточиться на фактах. Они задают оригинальные вопросы и их ответы тоже часто оригинальны.

 Стратегия поддержки

  • Учить выделять главное.
  • Нужно ориентировать ребёнка на выявление основного в каждом задании: что здесь является главным, на что стоит обращать внимание в первую очередь? Критерий оценивания— то, что спрашивается в тесте.
  • Учить вчитываться в текст, отвечать на вопрос: «Про что именно тебя спрашивают?»
  • Перед тем как заполнить бланк ответа, учите записывать первые пять мыслей, пришедших в голову после прочтения вопроса. Затем проранжировать эти записи в порядке значимости. И только потом записывать ответ.
  • При подготовке задействовать образы, метафоры, картинки.

 Краткая психологическая характеристика проблемы

Ребёнок склонен воспринимать любую ситуацию, связанную с учёбой, как опасную (проверка знаний в любом виде). Часто перепроверяет уже сделанное, постоянно исправляет уже написанное, причём это может и не вести к существенному улучшению качества работы. При устном ответе пристально наблюдает за реакцией взрослого. Обычно задаёт множество уточняющих вопросов, проверяя правильно ли его поняли. Часто грызут ручку, теребят пальцы или волосы.

 Стратегия поддержки

  • Важно создавать ситуацию эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Задача взрослого — поощрение, поддержка.
  • Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов.
  • Очень важно обеспечить ощущение эмоциональной поддержки.

 Краткая психологическая характеристика проблемы

Обычно этих детей характеризуют как «невнимательных», «рассеянных». У них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий, неустойчивая работоспособность, частые колебания темпа деятельности. При вполне достаточном уровне знаний могут нерационально использовать отведённое время.

Стратегия поддержки

  • Важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные внешние опоры. Такими опорами могут стать песочные часы, отмеряющие время, нужное для выполнения задания; составление списка необходимых дел (и их вычеркивание по мере выполнения).
  • Возможно использование внешних опор. Например, ребенок может составить план своей деятельности и зачеркивать пункты.
  • Необходимо привлекать родителей для помощи детям в домашних условиях организовывать деятельность и структурировать время.

 Краткая психологическая характеристика проблемы

Ребёнок отличается высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью. При выполнении какого либо задания стремиться выполнить его лучше всех или быстрее всех. Чувствителен к похвале и вообще к оценке своей деятельности. Всё, что он делает должно быть замечено и соответствующим образом оценено. Характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. Им не достаточен выполнить минимально необходимый объем заданий, им необходимо выполнить все и быть лучшим.

Стратегия поддержки

  • Помочь скорректировать их ожидания и осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». Им необходимо понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания.
  • Помочь распределить время.

 Краткая психологическая характеристика проблемы

У ребёнка высокая утомляемость, он быстро устаёт и снижается темп деятельности, резко увеличивается количество ошибок. Нередко ложиться на парту, подпирает голову рукой или начинает раскачиваться, тем самым пытаясь себя тонизировать.

 Стратегия поддержки

  • Очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не сможет соответствовать.
  • Оптимальный режим подготовки: перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать.
  • Требуется несколько перерывов, в связи с этим следует научить нескольким простым физическим упражнениям для плечевого пояса, шеи, головы, которые он сможет незаметно для окружающих использовать непосредственно на экзамене для поддержания своей работоспособности.

 Краткая психологическая характеристика проблемы

Дети быстрые, энергичные, у них высокий темп деятельности, они могут сделать множество дел за короткое время, импульсивны и порой не сдержаны. Задания выполняют быстро, но зачастую делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок. Испытывают затруднения в ходе работы, требующей собранности и аккуратности, зато прекрасно справляются с заданиями, требующими высокой мобильности и переключаемости. Для них не высока значимость учебных достижений.

Стратегия поддержки

  • Учить руководствоваться основным принципом: «Сделал — проверь» (возможно использовать приём дистанцирования).
  • Очень важно не пытаться изменить темп деятельности, особенно с помощью инструкций типа «Не торопись».
  • Необходимо создать ощущение важности ситуации экзамена, со всей серьезностью разъяснить, какое огромное значение имеют результаты.

 Краткая психологическая характеристика проблемы

Ребёнок с трудом переключается с одного задания на другое, долго настраивается и вникает при выполнении каждого задания, если начинают торопить, то темп деятельности снижается ещё больше. Практически никогда не укладываются в отведённое время, основательны и зачастую медлительны.

Стратегия поддержки

  • Тренировать Навык переключения внимания.
  • Научить пользоваться часами. Это может происходить в следующей форме: «Тебе нужно решить 5 задач за час. Значит, на каждую задачу ты можешь потратить не более 12 минут». Такие упражнения помогут ученику развивать умение переключаться.
  • Ни в коем случае нельзя их торопить, от этого темп деятельности только снижается.

 Рекомендации педагогам по работе с тревожными учащимися в экзаменационный период

 Принимать индивидуальность подростка. Проявлять веру в него, эмпатию к нему. Демонстрировать любовь и уважение к нему. 

  1. Поддерживать в нем высокую самооценку, что дает способность принимать самостоятельные решения, совершать обдуманные поступки, помогает не прятаться от трудностей, а преодолевать их, сохраняя свою целостность. 
  1. Создавать доброжелательную атмосферу на консультациях и во время экзаменов. 
  1. При слишком сильной заинтересованности в результатах, т.е. при избыточной мотивации человек испытывает сильное эмоциональное возбуждение, тревогу, которые могут перерасти в состояние стресса, фрустрации. Поэтому, иногда, полезно несколько снизить мотивацию, не ставить перед собой сверхзадач и сверхцелей. 
  1. Состояние тревоги и стресса может возникать даже от недостатка информированности по какой-либо проблеме, и неопределенность подобного рода может вводить его в состояние фрустрации. Поэтому необходимо дать наиболее полную информацию, которая ему поможет сориентироваться и организовать себя в подготовке к экзаменам. При знакомстве учащихся с требованиями к ЦТ, подойти индивидуально к учащимся тревожным, опираться на их сильные стороны и, наоборот, избегать подчеркивания их промахов. 
  1. Проведение консультаций по предмету с тревожными детьми лучше не в форме групповых занятий, а индивидуально, при этом обязательно подбадривать: «Ты обязательно справишься», «У тебя все получится», «Ты все знаешь». Помочь учащимся разбить большие задания на более мелкие, чтобы лучше справиться с ними. 
  1. Использовать слова поддержки:
  • зная тебя, я уверена, что ты все сделаешь хорошо;
  • у тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать…
  • Это серьезный вызов, но я уверена, что ты к нему готов,

Исключить слова-разочарования, слова с частицей НЕ.

свернуть