Правила ЗОЖ

Игромания среди детей - как предотвратить проблему

Что такое игромания, насколько она опасна?

Игромания (игровая зависимость, лудомания, гэмблинг-зависимость) – разновидность психологической зависимости, заключается она в потребности в азартных играх, при этом утрачивается интерес к материальным, семейным, социальным ценностям. Наиболее распространенный вариант игромании – зависимость от компьютерных игр. 


Среди основных причин развития игровой зависимости выделяют: 
отсутствие ярких моментов в реальной жизни; 
несформированную психику (фиксация в детском или подростковом возрасте)
 

Про наличие игровой зависимости свидетельствуют следующие симптомы: 

  • нежелание зависимого человека отвлечься от компьютерной игры, появление ярко выраженного раздражения при вынужденном отстранении от игры, при возобновлении компьютерной игры наблюдается эмоциональный подъем; 
  • неспособность спрогнозировать время завершения компьютерного сеанса, откладывание этого момента на длительное время; 
  • постоянные разговоры зависимого человека о его любимой компьютерной игре; 
  • отсутствие интереса к еде (прием любой пищи, не отходя от компьютера); 
  • нерациональный режим дня, сокращение времени на сон с целью удлинения компьютерного сеанса; 
  • забывание о служебных, домашних делах, отсутствие интереса к ним; 
  • пренебрежение личной гигиеной. 

Многие люди увлекаются компьютерными играми, но далеко не все становятся игроманами. Условно всех игроков можно разделить на 4 категории: 

  • играющие ситуационно – чтобы начать играть, таким людям необходимы внешние факторы, например, конкуренция, наличие свободного времени. Если внешнее воздействие отсутствует, тогда и интереса к игре не будет; 
  • играющие эпизодически – время от времени такие люди начинают играть в компьютерные игры, однако они способны контролировать себя, ставить временные рамки; 
  • играющие систематически – такие люди могут увлечься компьютерными играми, посвятить им много времени, однако потраченное впустую время, не выполненные из-за игры обязанности вызывают у таких людей угрызение совести, благодаря чему они могут прекратить играть; 
  • азартные игроки (игроманы) – для людей этой категории игра – смысл жизни. Компьютерные игры занимают практически все время. Если такой человек не имеет возможности играть в данный момент, он все равно мысленно планирует ход игры, ждет, когда же наступит тот момент, когда он сможет вернуться к игре. Проигрыши и невыполненные дела не только не отстраняют такого человека от игры, а наоборот подстегивают его к продолжению игры. 

Развитие игромании происходит в несколько стадий: 

  1. На первой стадии появляется усиленное желание играть, удлиняются игровые сеансы. Увеличиваются ставки в игре (если требуются финансовые вложения). Правда, борьбы между желанием играть и не играть на данной стадии еще нет. Даже при желании сесть за компьютер и погрузиться в мир игры человек может отказаться играть. 
  2. На второй стадии игровой зависимости появляется борьба мотивов «играть – не играть», при этом «не играть» все сложнее и сложнее. Возрастает азарт, возникают определенные суеверия, ритуалы, связанные с игрой. Время пребывания за компьютером увеличивается, отказаться от игры очень сложно. При наличии денежных выигрышей все полученные средства снова возвращаются в игру. 
  3. На третьей стадии зависимости компьютерная игра становится центром всей жизни. Деньги воспринимаются лишь как символ игры. Преодолеть желание играть такой человек самостоятельно не может. Цель игры на этой стадии – сам процесс игры, а не выигрыш или ликвидация долга. Период воздержания от игры очень мал и возникает лишь принудительно (например, отсутствие электроэнергии). Даже в свободное от компьютерной игры время зависимый человек погружен в игровые фантазии. 

Последствия игровой зависимости:
постоянные конфликты в семье, возможен даже распад семьи; 
потеря друзей; 
утрачивается социальный статус; 
большой денежный долг (если игра велась «на деньги»); 
деградация личности. 


Лечение игромании
На начальной стадии игровой зависимости можно попробовать справиться с данным недугом, не прибегая к помощи врачей. Необходимо стабилизировать обстановку в семье, избегать конфликтов, скандалов, которые только усугубляют игроманию. Постарайтесь «переключить» зависимого человека – активный отдых, встречи с друзьями, другие хобби, путешествия способны отвлечь игромана. Покажите ему, что жизнь вне компьютерной игры тоже может быть интересной, пусть он ощутит, что может быть значимым и нужным не только во время компьютерной игры, но и в реальной жизни. И тогда проблема зависимости от компьютерных игр может исчезнуть. 
Если игровая зависимость достигла второй, а тем более третьей стадии, необходима специализированная помощь психотерапевта. Учитывая психологический причины развития зависимости, особенности конкретной личности, психотерапевт разработает индивидуальную эффективную методику лечения зависимости от компьютерных игр.

Первые сигналы опасности

Рекомендации для родителей:
1. Чтобы виртуальный мир – не стал заменой реальной жизни, старайтесь проводить больше времени с ребенком, тогда вы обязательно заметите первые признаки зависимости.
2. Обратите внимание на то:

- сколько времени ваш ребенок проводит за компьютером и предпочитает ли ему реальное общение со сверстниками;

- дублирует ли он в обычной жизни свое поведение в игре, проявляет ли агрессивное настроение;

- проследите, как ребенок реагирует на компьютерный запрет – у игроманов может начаться депрессия, приближенная к суицидальной склонности;

- оцените его состояние здоровья - дети, которые проводят много времени за компьютером, испытывают частые головные боли, у них снижается зрение, портится осанка;

- зависимость от компьютера влияет на концентрацию внимания, собранность.

«Погружение в себя», молчаливость и замкнутость – сигнализируют о том, что простое детское увлечение принимает серьезные обороты.

Как предотвратить беду

Компьютерная игра – это дань сегодняшней моде, поэтому ваш окончательный запрет не является верным решением проблемы. Поговорка о запретном плоде была придумана не зря и только увеличивает интерес школьников.

Принимайте профилактические меры:

Подавайте личный пример – дети очень часто копируют поведение взрослых. И ваша привязанность к монитору – не сыграет в пользу хорошего подражания. Здорово, если у родителей и детей есть общее хобби, возможность проводить время на природе или в спортивном зале. Компьютер не должен стать источником жизни вашей дружной семьи.
Время у компьютера – награда за хорошее поведение и успеваемость. Ребенок должен привыкнуть к тому, что разрешения на компьютерные игры нужно заслужить. Гармоничное распределение времени между образованием, домашними делами и интересами, не сможет превратить мир подростка в виртуальную зависимость. На это просто не останется лишней минуты.
Использование защитных технологий. Если ребенок проводит много времени самостоятельно, и вы не уверены в его интересах – установите специальные сетевые фильтры и современные программы, которые не позволят превысить дозволенный лимит общение ребенка с компьютером.
Следите за коллекцией тех игр, в которые играет ваш ребенок. Обсуждайте с детьми все, даже стратегию и тактику виртуальной игры. Хорошие родители знают, в какие игры играют их дети, могут дать совет, подсказать нужный ресурс. Пропагандируйте развивающие игры и сайты, следите за эмоциональным состояние ребенка после игры, старайтесь чередовать пристрастия, избегая прямого «подсаживания» на одно направление.
Даже если вы заметили прямую зависимость ребенка от компьютера – не паникуйте. Резкие запреты и скандалы не смогут моментально изменить его интересы, а только усугубят проблему. Сегодня, решением таких задач занимаются компетентные психологи, которые профессионально подскажут родителям, плавную тактику избавления от вредной привычки.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Профилактика игровой зависимости у учащихся

Профилактика игровой и компьютерной зависимости

детей и подростков

(в конце темы тест на определение компьютерной зависимости)

      С развитием компьютерных технологий и расширением рынка игрового программного обеспечения значительно увеличилось количество детей, увлекающихся компьютерными играми.

      Виртуальный мир компьютерных игр, в которые играют дети, зачастую жесток и беспощаден, настроен враждебно к виртуальному герою. Сам же герой противостоит этому миру, имея для этого всё необходимое: силу, ум, знания, оружие, средства защиты и т.д. Ему приходится «убивать» компьютерных «врагов», а те, в свою очередь, пытаются «убить» его. Ребёнок или подросток, находясь, длительное время в такой среде, переносит законы игры в реальный мир: начинает чувствовать себя неуязвимым, считает, что большинство людей враждебно настроены, и мир в целом является более опасным, чем есть на самом деле. Такие игры для большинства детей и подростков служат поводом к неосознаваемому изменению своего отношения к миру, обществу, к себе самому, что в конечном итоге приводит к усилению дезадаптации, повышению  уровня тревожности. В результате бесконтрольного времяпровождения у компьютера дети становятся излишне раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми.

   По результатам исследований специалистов американской Академии детских врачей, и досуг перед монитором изменяет мышление и восприятие детей, ведет к утрате способности к внутренней речи. Быстрая смена картинок является причиной того, что для маленьких компьютерных игроманов реальная жизнь как будто замедляется: они начинают скучать на уроках. Другая опасность чрезмерного погружения в виртуальный мир – потеря способности различать вымысел и реальность. В некоторых случаях это может привести к психическим расстройствам.

  Родителям следует также уделять внимание  тому, сколько времени ребенок тратит на просмотр телевизора.  Просмотр телевизионных программ детям до двух лет не рекомендуется. Быстрая смена кадров на экране отрицательно воздействует на развитие мозга, который в этот период как раз учиться создавать образы. Телевизор весьма опасен: он лишает детей возможности избирательно направлять свое восприятие и память. Специалисты-психологи также связывают замеченный в последнее время рост речевых расстройств у детей с тем, что юные зрители проводят перед экраном гораздо больше времени, чем это допустимо.

     Возникновение компьютерной и игровой зависимости характеризуется следующими стадиями:

1. Увлечённость на стадии освоения.

Она свойственна ребёнку в первый месяц после приобретения компьютера. Это необычно, забавно и чрезвычайно интересно.

В этот период долгое сидение за компьютером не превышает одного месяца, а затем интерес идёт на убыль. Может произойти нормализация режима, при котором возникают паузы, когда ребёнок переключается на что-то более для него интересное. Но если выхода из данной стадии не происходит, то возможен переход во вторую стадию.

2. Состояние возможной зависимости.

Сильная погружённость в игру, пребывание за компьютером более 3 часов в день, снижение уровня учебной мотивации, падение успеваемости, повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре. В общении любимой темой становиться обсуждение компьютерной игры, происходит сужение круга общения, иногда нарушение сна и прочее.

3. Выраженная зависимость. Ребёнок не контролирует себя, становиться эмоционально неустойчивым, в случае необходимости прервать игру начинает сильно нервничать, реагирует эмоционально или никак.

В случае насильственного вмешательства в процесс игры, подросток может уйти из дома, много времени проводить в игровых клубах или у друзей. Неряшливость в одежде, безразличие ко всему, что не касается его увлечения, пропуски уроков, снижение

успеваемости. Также становятся характерными тревожность и возбудимость, рассеянность, рассредоточенность внимания вне игровой деятельности. Очень сильно заметно угасание интереса к общению, происходит полная замена друзей компьютером.

Если ребёнок не получает квалифицированной помощи на данной стадии, есть опасность перейти в 4-ю стадию.

4. Клиническая зависимость. Пребывание за компьютером до 16-18 часов в сутки. Периодическое расстройство желудка (без каких-либо диагностируемых диагнозов). Вероятнее всего, что молодой организм, таким образом, проявляет защитные реакции – боли и проблемы с желудочнокишечным трактом. Наблюдаются серьёзные отклонения от нормы в поведении, реакциях, неадекватная эмоциональность либо заторможенность. Наличие импульсивности в поведении, истеричность, резкая смена эмоций в их крайнем проявлении. Отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля.

Подросток начинает слышать голоса, команды, взгляд отсутствующий, пустой, потухший, потеря аппетита и интереса к жизни.

Наступают необратимые изменения в мозге подростка. Нередко необходима изоляция и

лечение, как при шизофрении. На данной стадии подростку необходима помощь квалифицированного психиатра, а психолог может выполнять только функцию диспетчера.

      В процессе формирования компьютерной и игровой зависимости у детей четко просматривается причинно-следственная связь между недостатками в воспитании и наличием зависимости. Авторитарный стиль в воспитании, эмоциональный дефицит, педагогическая запущенность, отсутствие нравственных аспектов в воспитании, бездуховная атмосфера внутри семьи, разобщенность между родителями, а также так называемые телевизионные семьи – всё это приводит к уязвимости в развитии эмоциональной саморегуляции, низкой способности к быстрому восстановлению сил, неспособности контролировать свои чувства, лености, безответственности, социальной дезадаптации. Наличие таких результатов в воспитании детей должна насторожить родителей, т.к. в них кроется предрасположенность к различным проблемам, в том числе и к компьютерной зависимости.

     Здоровое отношение к компьютеру возникает тогда, когда родители относятся к нему не как к демону и не как к средству спасения от трудностей воспитания, а всего лишь как к одному из бытовых приборов.

     Компьютерные игры всегда несовершенны. Их производители заинтересованы в том, чтобы игры продавались и менялись как можно чаще. Своеобразная цензура родителями компьютерных игр – вещь совершенно необходимая. Никто, кроме самих родителей не сможет этого сделать. Каждая игра, попавшая в руки ребёнка, должна вначале проиграться кем-то из родителей. Необходимо вникнуть в её содержание, постараться ответить на вопросы: «Что даст эта игра моему ребёнку?», «Какие качества личности она в нём разовьет?», «Есть ли в данной конкретной игре опасная для ребёнка информация и не разовьет ли она у него агрессивного стиля поведения?».

В игре не должно быть ни одного минуса. Компьютерная игра должна:

1. Развивать.

2. Не содержать бранных слов и выражений.

3. Не формировать циничного отношения к действительности.

4. Не содержать агрессивной информации.

5. Не вызывать привыкания к боли, драматическим ситуациям.

6. Не учить противозаконным поступкам.

7. Не уродовать внешний облик человека.

8. Не содержать сексуальной тематики.

Аналогичной цензуре родители должны подвергать и фильмы, которые смотрят их дети. Самый оптимальный вариант, когда родители оставляют мало времени своему ребёнку на игру в компьютерные игры, т.к. он занимается в спортивной секции, музыкальной школе, кружке и т.д.

Некоторые правила техники безопасности для родителей

  •  Для детей 7-12 лет компьютерная норма составляет 30 минут в день, не чаще чем 1 раз в два дня.
  •  Для подростков 12-14 лет – можно проводить у компьютера 1 час в день.
  •  От 14 до 17 лет максимальное время, проводимое ребёнком за компьютером –1,5 часа в день.
  •  Взрослым нежелательно работать за компьютером более 5 часов в день.
  •  Необходимо иметь выходной день один раз в неделю, когда за компьютер не садишься вообще.

Что делать, чтобы ребёнок не стал зависимым от компьютера?

1. Родители должны познакомить своего ребёнка с временными нормами.

2. Родителям необходимо контролировать разнообразную занятость ребёнка (кружки, секции, широкие интересы).

3. Необходимо приобщать ребёнка к домашним обязанностям.

4. Прививать ребёнку семейное чтение.

5. Необходимо ежедневно общаться с ребёнком, быть в курсе возникающих у него проблем и конфликтов.

6. Родители могут контролировать круг общения ребёнка. Обязательно приглашать в гости друзей сына или дочери.

7. Родители должны знать место, где ребёнок проводит свое свободное время

8. Учите своего ребёнка правилам общения, расширяйте кругозор ребёнка.

9. Необходимо научить своего ребёнка способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых ситуаций.

10. Регулярно осуществлять цензуру компьютерных игр и программ.

11. Можно приобщить ребёнка к настольным играм, научить его к играм своего детства.

12. Не позволяйте ребёнку бесконтрольно выходить в интернет. Установите запрет на вхождение определённой информации.

13. Обсуждайте с ребёнком отрицательные явления жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несёт в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.

14. Помните о том, что родители для ребёнка являются образцом для подражания. Поэтому сами родители не должны нарушать правила, которые установили для ребёнка (с учётом своих норм естественно).

15. Проанализируйте сами себя. Не являетесь ли вы сами зависимыми от табака, алкоголя, телевизора? Лучший рецепт профилактики зависимости у вашего ребёнка – ваше освобождение от своей зависимости.

 

Рекомендации родителям

 1. Профилактика компьютерной зависимости у младших школьников

      Компьютер стал привычной и необходимой вещью в современной жизни. Родители гордятся своим ребенком, когда он лучше их знает, как загрузить фотографии в социальный сети, как найти нужную информацию, отправить письмо по электронной почте. Но когда ребенок начинает часами играть в компьютерные игры, родители бьют тревогу. Встречаются дети, которые готовы сбежать из дома, накинуться с ножом на родителя за то, что те хотели забрать компьютер.  В самых тяжелых случаях помочь ребенку уже может только психиатр.

         Сегодня в каждой образовательной организации есть компьютерный класс.  Во многих школах учителя начальных классов проводят уроки, используя компьютеры. Они приносят пользу, помогая специалистам, с помощью образовательных программ сформировать у детей нужные и полезные навыки, помочь им в освоении школьных предметов. Когда ребенок садится за компьютер, у него горят глаза от неподдельного интереса. он становится более собранным и внимательным, повышается объем запоминаемой информации, включается рассудочная деятельность, развивается мелкая моторика глаз. естественно, необходимо соблюдать правила работы за компьютером, дети должны знать о пользе и вреде, которые он приносит.

Причины и степени компьютерной зависимости.

Специалисты выделяют следующие причины возникновения компьютерной зависимости:

  • отсутствие контроля со стороны родителей, неумение ребенка самостоятельно играть, организовывать свою игру;
  • дефицит общения в семье, т.е. стремление заменить компьютером общение с близкими людьми;
  • родители не осознают взросления ребенка и не изменяют стиль общения с ним;
  • ребенку дома не комфортно, т.к. у него нет личного пространства, где бы он чувствовал себя хозяином;
  • низкая самооценка и неуверенность ребенка в своих силах, зависимость его от мнения окружающих;
  • замкнутость ребенка, его неприятие сверстниками;
  • незнание правил психогигиены взаимодействия с компьютером.

Степени компьютерной зависимости:

  1. увлеченность на стадии освоения. Свойственна ребенку в первый месяц после приобретения компьютера. Это овладение новой забавой, освоение неизвестного, но необычайно интересного предмета. В этот период «застревание» за компьютером обычно не превышает 1 месяц, затем интерес идет на убыль. вскоре происходит нормализация временного режима, возни кают периодические паузы, вызванные другими занятиями и увлечениями. Если же выхода из данной стадии не происходит, то возможен переход во вторую степень. 
  1. состояние возможной зависимости. Характеризуется сильной погруженностью в игру, пребыванием за компьютером более 3-х часов в день, снижением учебной мотивации, падением успеваемости (не всегда происходит сразу). Наблюдается повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре, любимая тема общение – компьютерные игры, сужение круга общения, иногда нарушение сна и проч.
  2. выраженная зависимость. Игрок не контролирует себя, эмоционально неустойчив, в случае необходимости прервать игру нервничает, реагирует эмоционально или не реагирует никак. В случае насильственного вмешательства в свою реальность может уйти из дома, большую часть времени проводить в игровых клубах или у друзей. Он становится неряшливым в одежде, безразличным ко всему, что не касается его увлечения. Могут появиться пропуски уроков, обязательно – снижение успеваемости.                                                           Кроме того, для этой стадии характерны повышенная тревожность и возбудимость, рассеянность, рассредоточенность внимания  вне игровой деятельности. Угасание интереса к общению очень сильное, замена друзей компьютером – полная.  есть опасность перехода в 4-ую стадию, если ребенок не получает помощи в течение длительного времени, а пребывание за компьютером доходит до 16-18 часов в сутки.
  3.  клиническая зависимость. Серьезные отклонения от нормы в поведении, реакциях, неадекватная эмоциональность (заторможенность или импульсивность, истеричность, резкая смена эмоций с их крайним проявлением), отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля. Ребенок начинает слышать голоса, команды, у него отсутствующий взгляд, потухший и пустой. Наблюдается потеря аппетита и интереса к жизни.

На данной стадии необходима помощь психиатра!

Как определить степень зависимости ребенка от компьютера

Проведите простейший тест. Обратитесь к ребенку с просьбой, например: «Помоги мне, пожалуйста, подобрать рассыпавшиеся бусинки». Обратиться нужно именно в тот момент, когда он сидит за компьютером и играет.

Способы реагирования ребенка:

А. Ребенок легко откликается на просьбу, помогает, может увлечься этой помощью, переключиться на другое дело, отвлечься, забыть о компьютере – полная свобода от компьютера на момент тестирования.

Б. ребенок откликается со второго-третьего раза, неохотно выполняет просьбу, демонстрирует недовольство, огрызается – 1-ая степень зависимости, если идет первый месяц овладения новой игрушкой или начальный этап 2-ой степени зависимости.

В. Ребенок не откликается на просьбу, явно не слышит обращение, игру не прерывает – зависимость 2-3 степени.

В случае, если ребенок вел себя по схеме Б или В, необходимо на следующий день обратиться к нему с развернутой, аргументированной просьбой, например: «Сынок, помоги мне, пожалуйста. Я одна справиться не могу, мне нужна твоя помощь! Прерви свое занятие и помоги мне!» Если реакция на просьбу будет аналогичной, то можно делать окончательный вывод о наличии зависимости и необходимости обращения за помощью.

Как избежать компьютерной зависимости

Для профилактики компьютерной зависимости родителям нужно выполнять ряд четких правил:

         Введите четкий режим. «Общение» с компьютером для младшего школьника – 30-40 минут в день. Старайтесь не поддаваться на слезы, капризы и жалобы ребенка. Реагируйте спокойно, терпеливо объясняйте, переключайте ребенка на другие занятия.

         Поощряйте и хвалите ребенка.  Именно в этом скрыт один из волшебных ключей, открывающих дверь во внутренний мир  наших детей. Не скупитесь хвалить ребенка за вымытую тарелку, умение одеться или дружную, спокойную игру с другими детьми. В компьютерных играх заложено очень много поощрений, которые дети, к сожалению, не слышат от большинства родителей. Компьютер не устает хвалить ребенка,  подчеркивает его способности, ум, ловкость, необыкновенность, позитивно реагирует даже на проигрыш и ошибки, в то время как взрослые часто относятся к промахам ребенка противоположным образом – раздражаются, срываются на крик.

         Родители – образец для подражания. Не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребенка (с учетом своих норм, естественно). Проанализируйте, не являетесь ли вы сами зависимыми? Ваше освобождение – лучший рецепт для профилактики зависимости у ребенка.

         Контролируйте разнообразную занятость ребенка. Обратите внимание, дети должны посещать разнообразные кружки и секции, иметь широкие интересы. Приобщайте детей к домашним обязанностям. Культивируйте семейное чтение. Играйте в настольные и спортивные игры, приобщайте детей к играм своего детства. Придумайте и организуйте мероприятие для всей семьи: поход в театр, поездка за город, туристический поход и проч.

2. Профилактика игровой и компьютерной зависимости детей и подростков

С развитием компьютерных технологий и расширением рынка игрового программного обеспечения значительно увеличилось количество детей, увлекающихся компьютерными играми.

Виртуальный мир компьютерных игр, в которые играют дети, зачастую жесток и беспощаден, настроен враждебно к виртуальному герою. Сам же герой противостоит этому миру, имея для этого всё необходимое: силу, ум, знания, оружие, средства защиты и т.д. Ему приходится «убивать» компьютерных «врагов», а те, в свою очередь, пытаются «убить» его. Ребёнок или подросток, находясь, длительное время в такой среде, переносит законы игры в реальный мир: начинает чувствовать себя неуязвимым, считает, что большинство людей враждебно настроены, и мир в целом является более опасным, чем есть на самом деле. Такие игры для большинства детей и подростков служат поводом к неосознаваемому изменению своего отношения к миру, обществу, к себе самому, что в конечном итоге приводит к усилению дезадаптации, повышению  уровня тревожности. В результате бесконтрольного времяпровождения у компьютера дети становятся излишне раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми.

По результатам исследований специалистов американской Академии детских врачей, и досуг перед монитором изменяет мышление и восприятие детей, ведет к утрате способности к внутренней речи. Быстрая смена картинок является причиной того, что для маленьких компьютерных игроманов реальная жизнь как будто замедляется: они начинают скучать на уроках. Другая опасность чрезмерного погружения в виртуальный мир – потеря способности различать вымысел и реальность. В некоторых случаях это может привести к психическим расстройствам.

Родителям следует также уделять внимание  тому, сколько времени ребенок тратит на просмотр телевизора. Просмотр телевизионных программ детям до двух лет не рекомендуется. Быстрая смена кадров на экране отрицательно воздействует на развитие мозга, который в этот период как раз учиться создавать образы. Телевизор весьма опасен: он лишает детей возможности избирательно направлять свое восприятие и память. Специалисты-психологи также связывают замеченный в последнее время рост речевых расстройств у детей с тем, что юные зрители проводят перед экраном гораздо больше времени, чем это допустимо.

Возникновение компьютерной и игровой зависимости характеризуется следующими стадиями:

1. Увлечённость на стадии освоения.

Она свойственна ребёнку в первый месяц после приобретения компьютера. Это необычно, забавно и чрезвычайно интересно.

В этот период долгое сидение за компьютером не превышает одного месяца, а затем интерес идёт на убыль. Может произойти нормализация режима, при котором возникают паузы, когда ребёнок переключается на что-то более для него интересное. Но если выхода из данной стадии не происходит, то возможен переход во вторую стадию.

2. Состояние возможной зависимости.

Сильная погружённость в игру, пребывание за компьютером более 3 часов в день, снижение уровня учебной мотивации, падение успеваемости, повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре. В общении любимой темой становиться обсуждение компьютерной игры, происходит сужение круга общения, иногда нарушение сна и прочее.

3. Выраженная зависимость. Ребёнок не контролирует себя, становиться эмоционально неустойчивым, в случае необходимости прервать игру начинает сильно нервничать, реагирует эмоционально или никак.

В случае насильственного вмешательства в процесс игры, подросток может уйти из дома, много времени проводить в игровых клубах или у друзей. Неряшливость в одежде, безразличие ко всему, что не касается его увлечения, пропуски уроков, снижение успеваемости. Также становятся характерными тревожность и возбудимость, рассеянность, рассредоточенность внимания вне игровой деятельности. Очень сильно заметно угасание интереса к общению, происходит полная замена друзей компьютером.

Если ребёнок не получает квалифицированной помощи на данной стадии, есть опасность перейти в 4-ю стадию.

4. Клиническая зависимость. Пребывание за компьютером до 16-18 часов в сутки. Периодическое расстройство желудка (без каких-либо диагностируемых диагнозов). Вероятнее всего, что молодой организм, таким образом, проявляет защитные реакции – боли и проблемы с желудочнокишечным трактом. Наблюдаются серьёзные отклонения от нормы в поведении, реакциях, неадекватная эмоциональность либо заторможенность. Наличие импульсивности в поведении, истеричность, резкая смена эмоций в их крайнем проявлении. Отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля.

Подросток начинает слышать голоса, команды, взгляд отсутствующий, пустой, потухший, потеря аппетита и интереса к жизни.

Наступают необратимые изменения в мозге подростка. Нередко необходима изоляция и лечение, как при шизофрении. На данной стадии подростку необходима помощь квалифицированного психиатра, а психолог может выполнять только функцию диспетчера.

В процессе формирования компьютерной и игровой зависимости у детей четко просматривается причинно-следственная связь между недостатками в воспитании и наличием зависимости. Авторитарный стиль в воспитании, эмоциональный дефицит, педагогическая запущенность, отсутствие нравственных аспектов в воспитании, бездуховная атмосфера внутри семьи, разобщенность между родителями, а также так называемые телевизионные семьи – всё это приводит к уязвимости в развитии эмоциональной саморегуляции, низкой способности к быстрому восстановлению сил, неспособности контролировать свои чувства, лености, безответственности, социальной дезадаптации. Наличие таких результатов в воспитании детей должна насторожить родителей, т.к. в них кроется предрасположенность к различным проблемам, в том числе и к компьютерной зависимости.

Здоровое отношение к компьютеру возникает тогда, когда родители относятся к нему не как к демону и не как к средству спасения от трудностей воспитания, а всего лишь как к одному из бытовых приборов.

Компьютерные игры всегда несовершенны. Их производители заинтересованы в том, чтобы игры продавались и менялись как можно чаще. Своеобразная цензура родителями компьютерных игр – вещь совершенно необходимая. Никто, кроме самих родителей не сможет этого сделать. Каждая игра, попавшая в руки ребёнка, должна вначале проиграться кем-то из родителей. Необходимо вникнуть в её содержание, постараться ответить на вопросы: «Что даст эта игра моему ребёнку?», «Какие качества личности она в нём разовьет?», «Есть ли в данной конкретной игре опасная для ребёнка информация и не разовьет ли она у него агрессивного стиля поведения?».

8 условий для Здорового Образа Жизни ребенка

развернуть

Прописная истина: если у ребенка не будет Здоровья – то не будет и развития! Здоровье - это дар, который нужно не растрачивать попусту, а сохранять и приумножать - начиная с самого раннего возраста человека. Здоровый образ жизни – это важный фактор сохранения здоровья и своевременного, гармоничного развития ребенка. Если Вы хотите, чтобы Ваш малыш рос здоровым и крепким, то обратите внимание на следующие 8 условий здорового образа жизни для детей. Претворяя их в жизнь Вы сможете избежать многих проблем со здоровьем ребенка.

1. Больше воздуха, больше солнца!

Максимально длительное пребывание на свежем воздухе. Уделяйте прогулкам на улице максимум времени, и в любую погоду. Гуляйте в богато озелененных скверах и парках, избегайте загазованных улиц.

2.Движение – жизнь!

Обеспечьте ребенку максимальную двигательную активность, особенно во время прогулок. Пусть ребенок не только лежит или сидит в коляске, но как можно больше двигается: ползает), ходит, залезает на турнички и горки.

3. Прохлада и чистота в помещении, где живете Вы с малышом.

Исследованиями доказано: чем ниже температура воздуха в комнате, в которой находится человек, тем здоровее и сильнее его организм! Оптимальная температура около +18 - +20°. Можно и ниже! Важно соблюдать чистоту в комнате, чаще делайте влажную уборку – убирайте пыль. Желательно убрать из комнаты все, так называемые, «пылесборники»: ворсовые ковры, книжные полки, и как можно меньше мягких игрушек.

4. Минимум одежды. Натуральные ткани.

Перегрев для ребенка гораздо опаснее переохлаждения. Избегайте чрезмерного укутывания ребенка. Возьмите себе на вооружение простой принцип: на малыше должно быть столько же слоев одежды, сколько и на взрослом, если сомневаетесь – то еще плюс один слой.

5. Здоровое питание ребенку.

Здоровое питание для ребенка раннего возраста - это прежде всего естественное грудное вскармливание. Кормите ребенка без ограничений: ни во времени, ни в месте, ни в количестве - кормление по требованию. Первым прикормом должны стать несладкие овощные пюре или кашки. Идеально будет, если это будут овощи с Вашего собственного огорода, отваренные на пару, в аэрогриле. Так ребенок получит больше всего витаминов и пользы.

6. Закаливание ребенка водой.

Закаливание водой - укрепляет иммунитет, повышает стойкость организма к перепадам температур. А также положительно влияет на работу внутренних органов, нервной и сердечнососудистой системы, повышает сопротивляемость кожи инфекциям.

7. Ваша семья – это пространство Любви.

Психологическая атмосфера в семье напрямую влияет на эмоциональное состояние ребенка, а затем и на его здоровье в целом. Отрицательные эмоции, переживаемые ребенком постоянно – обязательно ведут к стрессу, а тот в свою очередь – к болезням. Окружите ребенка любовью, пониманием, одобрением – они также нужны маленькому человечку для здоровья как воздух и солнечный свет!

8. Положительные мысли, эмоции и смех!

Оказывается, что постоянно говоря и думая: «Мой ребенок не здоров! Мой малыш часто болеет» - мы только притягиваем на свою голову неприятности. Даже если это так, относитесь к этому спокойно и непринужденно. Точно так же как наш мозг заставляет нас дышать – так он и может давать команды иммунной системе. Направьте же силу своих мыслей на благо Вашего крохи! Смейтесь чаще, смейтесь всей семьей и смешите ребенка!

Мы желаем Вам и Вашему малышу всего самого доброго, и главное - крепкого здоровья!

свернуть

Правила для поддержания здорового образа жизни

развернуть

Снабжайте свой организм достаточным количеством энергии, а именно потребляйте продукты, которые полезны и необходимы Вашему организму для поддержания его в хорошей форме.

Больше двигайтесь, так как именно движения и физическая нагрузка помогают всегда быть на высоте: здоровыми, бодрыми, полными энергией и хорошим настроением.
Не забывайте про наше внутреннее состояние, потому что здоровый человек в состоянии морального упадка вовсе не здоровый. Депрессия – это тоже болезнь, с которой надо умело бороться.

Наконец-то бросьте курить и потребляйте меньше алкоголя. Данный пункт не нуждается в комментариях, так как все мы прекрасно знаем, к чему может привести алкогольное опьянение и постоянное курения для организма человека.

свернуть

Принципы сохранения здоровья

развернуть

Каждый из нас, после того, как ощутил неприятное течение какого-либо заболевания, прекрасно понимает, что же в жизни является главным. Без сохранения здоровья вы с вами не сможем исправно работать, заниматься любимым делом, или в принципе нормально и качественно жить. Все это является достаточно печальным в связи с тем, что практически каждый встречающийся нам человек чем-нибудь болен.

Тем не менее, есть прекрасный способ сохранить здоровье – не дать болезни появиться и проводить ее тщательную профилактику, либо же просто соблюдать здоровый образ жизни. Может для некоторых это покажется банальным и немного скучным, однако для многих это может оказаться единственным способом сохранения своей жизни на должном уровне.

Приведем вам некоторые принципы, которые могут помочь в борьбе за сохранения хорошего здоровья. Во-первых, прежде чем начинать укреплять здоровье, стоит просто перестать его портить. Очень благоразумный совет, неправда ли?

Ежедневно мы тратим кучу сил и энергии, чтобы бороться с лишним весом или некоторыми заболеваниями. Однако вместе с этим, мы губим себя никотином или алкоголем, пожираем неимоверное количество вредных веществ и жирной пищи. Спрашивается, зачем одним лечить, а другим калечить. Вначале стоит собраться силами, и устранить те факторы, которые напрямую вредят организму человека.

Во-вторых, здоровье, как и любую другую вещь в этой жизни, нельзя просто так получить за деньги, его необходимо заработать. Труд же, затраченный на это, будет также вознагражден не золотом или драгоценностями, а будет одарен хорошим самочувствием и возможностью в жизни беспрепятственно реализовывать свои планы и идеи, мечты и желания.

Как и любой орган, который долгое время бездействует, атрофируется, так и здоровье. Если сознательно и систематически не заботиться о нем, игнорировать, то оно будет постепенно убывать. Все должно иметь работу, как и наше здоровье. Его стоит поддерживать, без этого организм человека может ослабнуть и быть не в силах противостоять всяческим болезням и инфекциям.

Если вы хотите заняться самопомощью и профилактикой всяческих заболеваний, все следует делать с умом. Так как в противном случае, можно не только не принести себе пользу, а ненароком покалечить себя, и испортить на то несильный иммунитет и организм в целом.

Имеются у врачей и такие высказывания: «Грамм практики лучше тонны теории». Все, что вы где-то читаете, после тщательно осмысления и консультации с врачом стоит практиковать. Знать можно многое, однако это вам не поможет сохранить здоровье на хорошем уровне. Как говориться, лень и здоровье несовместимы. Встаньте наконец-то с дивана и сделайте пару-тройку упражнений. И увидите, это вам не только понравиться, но и после длительного постепенного применения и практики, будет приносить свои положительные результаты. Все усилия по ведению здорового образа жизни надо производить в комплексе, именно так вы сможете добиться успеха.

Еще одна мудрость указывает на то, что здоровье – одно, а болезней может быть очень много. Именно поэтому лучше поддерживать хорошее здоровье, правильно питаться, выполнять минимальную физическую нагрузку, мыслить позитивно, чем потом пытаться избавиться от каждого появившегося заболевания по очереди. Тем более что человек не может болеть чем-то одним локально, болезнь воздействует на весь организм, в общем, поэтому весь организм и придется лечить в последствии.

Психологический аспект нашего здоровья является таким же важным, как и физический. Нельзя быть здоровым полностью, если у вас ослаблена психика, и вы не умеет справляться с трудными ситуациями. Как известно, многочисленные болезни появляются именно из-за расстройства и нервов. Поэтому следуйте следующим правилам по жизни:
- главное, это надежда, а также склонность к юмору и шуткам;
- во всем надо уметь видеть позитивную сторону, даже в проблемах;
- в любой ситуации и любых мыслях и переживаниях вы должны уметь быстро отключаться и переходить по позитивное мышление;
- практикуйте способность надолго запоминать хорошее и быстро забывать плохое;
не забывайте о регулярных физических нагрузках на свежем воздухе до появления приятного утомления.

Не забывайте о том, что может повредить вам в жизни. Это такие факторы риска, как гиподинамия, чрезмерное употребление алкоголя, курение, неправильное питание, неумеренное нервное напряжение, неумение отдыхать и расслабляться. Кроме этого, и некоторые черты характера, формируемые нами с детства, также могут оказывать отрицательное на нас воздействие. Это склонность к страхам, опасениям, чрезмерная ворчливость, недовольство, злопамятство, ненависть, зависть, острое противоречие между желаниями и возможностями, лень и пр.

И не забывайте, что любой человек, чем бы он ни занимался, должен делать передышки и уметь отдыхать. Отдых должен быть продуктивным, однако, не слишком долгим. Когда наш организм не подвержен нагрузке длительное время, тем более, если такой отдых ему также не по душе, как и длительная работа, то лучше чередовать и то, и другое.

И помните, прежде чем возложить на себя непосильную ношу, и пробовать изменить мир, разберитесь в себе и поменяйте себя. Научитесь радоваться обычным мелочам в жизни, послушайте, как течет вода в ручье, или поют птицы в лесу. Порадуйтесь долгожданному дождю в период засухи, или наоборот, солнечным лучам, пробившимся сквозь тучи. Ведь именно из таких маленьких радостей жизни и складывается наше ежедневное настроение. Не позволяйте событиям и передрягам формировать его. Так быть не должно.

свернуть

Улыбайтесь - и жизнь ответит вам тем же!

развернуть

Окружающая нас действительность иногда преподносит нам не только подарки судьбы, но и огорчения. Часто эти самые огорчения формируют наше негативное восприятие мира, и постепенно вводят нас в глубочайшую депрессию. Пропадает желание жить, работать, ходить на прогулки, встречаться с друзьями и т. д. Отсутствует любое желание и волеизъявление. В такой период сложно заставить себя даже подумать о чем-то позитивном, и люди часто обращаются к специалисту. Иногда он может помочь, а иногда нет, и только вы сами в таком случае можете оказать себе ту помощь, в которой так нуждаетесь.

Как правило, человек, находящийся в подавленном и угнетенном состоянии озлоблен на весь мир, его ничто не радует, а лишь приносит дополнительные огорчения и раздражение. Он становится заядлым критиком, и умеет лишь жаловаться, что негативно растолковывается среди коллег, которые под благовидным предлогом пытаются избавиться от его компании. Как правило, все позитивное тщательно отфильтровывается мозгом, а воспринимается лишь плохое. Человек становится своеобразной губкой, которая так и притягивает к себе неприятности. Однако на самом деле, главное не в неприятностях, а в возможности увидеть в этих самых огорчениях позитив. Этого вполне можно добиться самостоятельно, проводя с собой ежедневную интенсивную работу.

Как говориться, улыбайтесь – и в ответ вам улыбнется жизнь. А ведь и в самом деле. Если вы с позитивом и свойственным вам юмором будете смотреть на любую ситуацию, то негативное не будет восприниматься вами таковым. Вы наоборот, будете видеть лишь положительное в любой жизненной ситуации, а отрицательное сразу же отсеивать, что и советуют делать психологи.

Можно сказать, что человек рождается на этот свет с улыбкой. Уже в первые часы на лице малыша появляется подобие улыбки, однако на самом же деле по настоящему улыбаться он начинает лишь с третьей недели. У каждого человека заложены свои особенные черты, как улыбки, так и смеха. И они по жизни или развиваются, или начинают постепенно деградировать, чего, конечно, быть не должно.

Только подумайте, как приятно поговорить с человеком, который так и светиться очаровательной доброй улыбкой. У более взрослых около губ появляются своеобразные морщинки, однако они не старят человека, они лишь указывают на то, что человек является очень доброжелательным и позитивно смотрит на вещи. Это прибавляет ему очарование, а люди так и тянутся к нему.

Улыбка продляет нашу жизнь, она помогает нам справиться с трудными ситуациями и периодами. Ведь каждый человек, по сути, имеет одинаковые возможности, однако один реагирует на ситуации в жизни с негативом и сильными переживаниями, у него опускаются руки, и он впадает в дикую депрессию. Другой же смотрит на вызовы судьбы с улыбкой, начинает строить планы на дальнейшее развитие, и всегда остается в выигрыше. Так как именно он сможет всего добиться, ведь улыбка заряжает нас огромной позитивной энергией.

Чувство юмора также является одним из важнейших качеств нашего характера. Оно указывает на своеобразную остроту мышления и хороший оптимизм его обладателя. Такой человек в каждой ситуации может увидеть нечто забавное и из каждой ситуации извлечь пользу. Так и следует делать, лишь такое положение вещей позволит вам добиться многого в жизни. Проблем меньше не станет, может поменяться лишь ваше отношение к ним. И тогда все ваше существование измениться «и ваша галактика поменяет орбиту».

Можно предложить следующее упражнение, которое полезно выполнять в период очередной неудачи или просто плохого настроения. Когда вам одиноко и ваше отчаяние не дает вам заниматься даже любимым делом, сядьте перед зеркалом и улыбнитесь себе. Улыбайтесь беспрерывно в течение 5 – 15 минут, и тогда вы увидите, что мир вокруг вас изменился, он стал другим. Вы уже не так хмуритесь, да и вообще все не так плохо, как казалось. Каждая ваша улыбка может изменить многое в жизни, поверьте в это, и это действительно будет так.

На Западе медики наблюдали за продавцами в магазинах. Там является исключительно важным, чтобы продавцы встречали любого посетителя с улыбкой. И что вы думаете. После нескольких месяцев подобной работы, у продавцов улучшилось здоровье. Некоторые избавились от гипертонической болезни, другие – от язвы желудка, третьи значительно улучшили свой сон и позабыли о головных болях. А кроме того, они все стали по-другому смотреть на жизнь, изменился их характер и общее восприятие происходящего.

В народе говорят: «Сердиться – значит мстить себе за ошибки других». Так давайте же не будем доставлять недоброжелателям такого удовольствия. Улыбнитесь в ответ на очередную язвительную фразу в ваш адрес, и пожелайте удачи этому человеку. Вот увидите, вы обязательно останетесь в выигрыше.

свернуть

Информационные неврозы и способы борьбы с ними

развернуть

В современном мире каждый человек сильно перегружен поступающей в него информацией. В мире ежедневно происходит множество событий, открытий и всего подобного, и каждое из них просто не может быть нами воспринято, не говоря уже об информации, которая храниться с незапамятных времен. Именно такая перегруженность мозга в последствии может привести к ужасающим необратимым последствиям, однако, обо всем по порядку.

Еще в 20 веке количество информации, которая воздействует на психику человека, возросло по сравнению с 19 веком примерно в 1000 раз. Если говорить о начале 21 века, то эта цифра возрастает еще на тысячу. Так как развитие науки и техники достигает невиданных масштабов. Еще недавно любую информации мы получали из газет и телевидения. Теперь же все смело бороздят просторы Интернета, где, как говориться, можно найти все, что нужно и ненужно.

Все это незримо сказывается на психике людей, наиболее слабые из которых могут не выдержать подобного напора и просто сдаться. Хорошо, если им просто поможет отпуск или временный отдых, плохо, если последствия эти приведут к шизофрении или другим непоправимым заболеваниям.

Любой невроз, в том числе и информационный, начинается со следующих признаков: общая усталость и быстрая утомляемость, слабость, раздражительность, апатия, вялость и снижение настроения. Однако это еще не главное. Как правило, все это сопровождается плохим сном, кошмарными сновидениями, и следствие, разбитость по утрам и нежелание ничего делать. Периодически ощущаются головные боли, происходят вегетативно-сосудистые реакции, такие как, повышение и понижение артериального давления. Усиливается потливость, особенно рук и ног, возможно ухудшение памяти. В этом случае, любой человек, будь-то дома или на работе, не может запомнить элементарных вещей. Он не помнит, какую книгу он читает, по окончании занятий в университете не может вспомнить, что было на лекции, и пр.

Все это может привести к отчуждению себя от общества: от друзей, однокурсников, коллег. Как правило, просто не хочется никого видеть и ни с кем разговаривать, чтобы не чувствовать себя ущербным и несостоятельным в данном плане. Тем не менее, как и любой другой невроз, здесь можно помочь человеку, и лучше, чтобы эта помощь была принята своевременно.

Итак, возможные рекомендации будут следующие. Во-первых, это отдых. Во время него не стоит перегружать свой мозг и психику лишней информацией. Следует исключить из вашего обыденного дня все информационные источники, типа телевизора, книг, радио, Интернета, газет, журналов и пр. Лишь оградивши себя от информации, вы дадите вашему мозгу и психике отдохнуть, возобновить свои естественные силы.

В течение данного периода стоит больше времени проводить на свежем воздухе, примерно по 5 – 8 часов в сутки. Именно естественный отдых в лоно природы поможет вам восстановить иссякшие силы вашего организма. Вам следует больше двигаться, проводить пешие прогулки, лучше в красивой местности возле реки или озера. Вода обладает свойством успокаивать, особенно это касается той, что имеет некое течение, спокойное и умиротворенное. Главное, чтобы ваши прогулки не были для вас утруждающими, их надо проводить без особых нагрузок.

Кроме этого, делайте на свежем воздухе дыхательные упражнения, которые также позволят вам расслабиться. Например, попеременно дышите и затаивайте дыхание на небольшой период времени. Такое упражнение можно проводить в течение 15 минут 4 – 5 раз в день.

Если коснуться пищи, то употребляйте больше натуральных продуктов, овощей и фруктов. Повысьте процент пищи, богатой витаминами и питательными веществами, полезными для организма в любом случае. Пейте больше жидкости, она поможет вывести из организма вредные вещества. Увеличьте количество потребляемых продуктов, богатых витаминами С и В.

Из лечебно-оздоровительных процедур исключительно благоприятно влияют на лечение неврозов гипнотерапия, аутогенная тренировка, а также медитационные упражнения с временным осмысленным отключением словесного мышления. Хорошее воздействие приносят водные процедуры, всевозможные ванночки с добавлением морской соли, йодо-бромные и др.

С точки зрения полушарий мозга, которые больше всего являются загруженными, также можно предложить действенные способы улучшения состояния. Когда рождается ребенок, он всю окружающую информацию начинает воспринимать правым полушарием, которое отвечает за образное мышление и осмысление ситуации, в общем. Левое же полушарие выполняет логические построения, отвечает за речь и др. С возрастом ребенок начинает думать не только с помощью правого полушария, но и вводит в действие левое, и впоследствии второе начинает преобладать. Во взрослом возрасте правое полушарие практически бездействует, а левое принимает всю нагрузку на себя. Именно в данной ситуации и могут возникать информационные неврозы.

Единственным способом, который может помочь, это заново вводить в действие осмысление мира, в общем, с помощью образов, без его логического разделения на более мелкие составляющие. Правое полушарие отвечает за ориентирование в пространстве, восприятие музыки и звуков окружающего мира, узнавание лиц и местности, предметов, интуицию, поэтическое творчество и т. д. Если увеличить в своем распорядке дня именно такое восприятие, послушать приятную музыку, например, то можно значительно облегчить свое состояние. А если проводить такие моменты отдыха регулярно, то и от информационного невроза не останется ни следа. Вы станете более уравновешенным человеком, способным справляться с трудными ситуациями и перегрузками. Главное, уметь расслабляться вовремя.

свернуть

Лечение музыкой

развернуть

Очень часто мы находимся в том состоянии, когда мало что может повысить нам настроение, либо вовсе избавить от раздражительности и упрямства. Может быть и другая сторона проблемы. Когда мы приходим с работы, голова как бы перегружена лишней информацией, и мы никак не можем научиться расслабляться правильно. Во всех перечисленных случаях может помочь лечение музыкой.

Этот простой и незамысловатый способ, тем не менее, имеет большую популярность, как среди обычных врачей, так и у психотерапевтов. Как показали исследования, лечения музыкой проводились еще за много лет до нашего появления. Точнее, до нашего с вами появления, музыка использовалась во врачебной практике тысячелетия назад.

Как сказал Студенген, врач 17 века: «Прибытие паяца в город значит для здоровья его жителей гораздо больше, чем десятки нагруженных лекарствами мулов». И немудрено. Спокойная музыка способна с легкостью снять накопившееся раздражение, она будет способствовать отдыху и расслаблению. И наоборот, ритмичная, веселая и подвижная музыка помогает избавиться от сомнений, плохих мыслей, от депрессии, в общем. Она улучшает тонус и поднимает настроение. Кроме этого, она способна снять нервное напряжение, активизировать мыслительные процессы и повысить работоспособность.

Так, сам древнегреческий мыслитель Пифагор в 6 веке до нашей эры применял музыку в своих лечебных целях. По его словам, здоровая душа требует здорового тела. И все это нужно периодически снабжать музыкой, для сосредоточения в себе и понятия основной сути бытия. Однако Пифагор был далеко не один из известных нам личностей, кто практиковал лечение музыкой.

Более 1000 лет назад Авиценна для оздоровления и нормального функционирования организма требовал от людей диеты, труда, смеха и музыки. Жорж Санд как-то писала композитору Джакомо Мейерберу, что музыка в любом ее проявление лучше всего помогает справиться ей с депрессией, когда все из врачей оказываются бессильными.

С другой стороны многие известные психотерапевты давно заприметили волшебные свойства музыки. Был проведен один эксперимент. В одной больнице для людей с заболеваниями психикой был устроен концерт классической музыки. И на поражение врачей больные начали себя совершенно по-другому вести после его окончания. Это были как будто иные люди, совсем не похожие на себя прежних.

Также дальнейшие опыты показали, что музыка, которая доставляет нам удовольствие, не просто повышает нам настроение, но и замедляет пульс, а сами удары сердца становятся сильнее, снижается артериальное давление, а также расширяются сосуды. Если же музыка нас раздражает, то все происходит с точностью, да наоборот. Кроме этого, интересным моментом является то, что при прослушивании приятной мелодии, увеличивается активность белых кровяных телец.

Кроме всего прочего, ученые обнаружили, что даже эмбрион человека способен улавливать музыку. Кроме этого, он привыкает к естественным звукам организма беременной женщины. В Японии в свое время была выпущена пластинка с этими звуками, и когда новорожденный начинал плакать, ему ее ставили. Шумы ритмичных ударов сердца, протекающей по артериям крови моментально делали малыша спокойным и позволяли быстро уснуть. Сейчас же можно просто использовать успокаивающие ненавязчивые мелодии. Они обязательно дадут положительные результаты.

Важно, чтобы музыка, которую вы сейчас слушаете, совпадала с вашим настроением. Если вы возбуждены, то начинать прослушивание лучше с быстрой и ритмичной музыки, постепенно меняя ее ритм на более плавный и спокойный. В итоге вы должны прийти к наиболее спокойным и медленным мелодиям, которые незаметно позволят вам достичь умиротворения и снять раздражительность.

Если же вы наоборот находитесь в депрессии, то начните слушать медленную музыку, постепенно меняя ее ритм к более подвижной и веселой. И ваше настроение обязательно улучшиться. Иного и быть не может.

Слушать музыку в качестве лечения стоит не менее и не более 20 – 30 минут. Перед сеансом стоит морально себя подготовить. Вы должны принять удобную для вас позу, лучше всего лечь и расслабиться, закрыв при этом глаза. Не стоит использовать песенный жанр, лучше всего обойтись инструментальной музыкой. Не думайте ни о чем, постарайтесь избавиться от любых мыслей, ограничьтесь лишь образами. Вспомните что-нибудь приятное из вашей жизни, например, шум моря во время отпуска, или смех и улыбку близких вам людей. Ни в коем случае не засыпайте, мы ведь хотим восстановить вашу работоспособность, но ни в коем случае не ввести вас в угнетенное состояние после незапланированного сна. После прослушивания музыки лучше провести некоторые дыхательные упражнения и пару физических.

Расслабляющий эффект музыки полезен при гипертонической болезни, язве желудка, бронхиальной астме, неврастении с выраженным раздражением. Можно использовать также не только инструментальную музыку, но и шум моря, ручейка, пение птиц и другие звуки природы. Они имеют непревзойденный эффект.

Тонизирующий же эффект музыки имеет огромное положительное воздействие при гипотонии, неврастении с синдромом вялости и угнетенности, депрессии. Полезно слушать подвижную музыку и в начале рабочего дня. Она поможет вам зарядиться положительной энергией на весь день, улучшить настроение до должного уровня.

свернуть
поделиться в: