Классным руководителям

Педагогам о правилах дорожного движения

1. Консультации для родителей   

2. Правила дорожного движения

 

Информационный уголок в школе по безопасности дорожного движения

    Информационные и пропагандистские материалы по безопасности дорожного движения должны быть во всех школах. Они оформляются в виде специальных стендов или щитов (один или несколько) и, как правило, располагаются на видном месте в вестибюле школы.

       Примерный перечень материалов, располагаемых на стендах:

  1. Выписка из приказа директора школы о назначении лица, ответственного за работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (с указанием должности, фамилии, имени, отчества).
  2. Информация (по согласованию с районным отделом Госавтоинспекции) о закреплении за школой сотрудников ГАИ с указанием должности, фамилии, телефонов.
  3. Информация о ДТП, происшествия с участием учащихся школы и краткий разговор причин случившегося (можно приложить схему ДТП и указать пункты ПДД, нарушение требований которых привело к происшествию). Сообщение о работе, проведенной с учащимися школы и родителями в связи с происшествием ДТП.
  4. Информация о нарушителях ПДД – учащихся школы, с указанием фамилий, класса, характера нарушения, со ссылкой на ПДД, и о мерах принятых к нарушителям.
  5. Информация о проводимых в школе мероприятиях, связанных с изучением ПДД: проведение игр, конкурсов, соревнований и т.п. с обязательными сообщениями о ходе подготовки к ним.
  6. Информация ГАИ о состоянии ДДТТ в районе (ежемесячные данные).
  7. В качестве постоянной, но периодически сменяемой информации можно использовать некоторые учебные материалы ПДД. Например, по темам: «Причины ДТП», «Бытовым привычкам не место на дороге», «Как избежать опасности на дороге» и т.п.
  8. Информация для родителей.

В каждой школе должен обязательно выпускаться бюллетень для родителей. Школа обязана чётко объяснять свои задачи, рассказывать о проблемах, информировать об актуальных задачах. Всё это в полной мере относится и к проблемам ДДТТ. Внимание родителей должно быть обращено не только на ту информацию, которая относиться непосредственно к ним, но и на ту, с которой школа обращается к детям. Для достижения наибольшей эффективности в обучении детей, родители должны быть ознакомлены с поурочным содержанием проводимых уроков по ПДД. Это необходимо для того, чтобы не было противоречий в изложении учебного материала учителя на уроке и поведением родителей в реальных дорожных ситуациях, что, к сожалению, нередко случается.

  1. В качестве информационных материалов, как для родителей, так для детей могут быть использованы газетные и журнальные вырезки актуального характера по тематике безопасности дорожного движения.
  2. Схема безопасного движения учащихся по территории микрорайона школы. Эта схема носит весьма ответственную информационную нагрузку. Как правило, подобные схемы в школах имеются, но к очень большому сожалению, они выполняются формально и никакой пользы «работающей» информации не несут. Сама по себе задача обеспечения безопасности движения учащихся из дома в школу, обратно и в других направлениях в границах микрорайона школы всегда была и остаётся актуальной и требует гораздо большего внимания, чем это имеет место в реальности.

При выполнении схемы надо подобрать приемлемый масштаб и соблюсти его. Схема должна легко читаться, поэтому надо обозначать основные и понятные ориентиры (строения, дороги, зелёные насаждения и т.п.), надписи должны выполняться чётко, разборчиво. Обязательно обозначаются все дороги со всеми элементами (проезжая часть, тротуар, раздельная полоса), пешеходные переходы, светофоры, дорожные знаки и разметка. Расположение дорожных знаков и разметки должно соответствовать их действительным местам расположения. Хорошо видимой линией (при необходимости со стрелками, обозначающими направление движения) должны быть обозначены все основные пути движения учащихся к школе (и обратно) от близлежащих остановок маршрутного транспорта и основных мест проживания учащихся. Должны быть отмечены участки с интенсивным движением транспортных средств.

  

           Детские транспортные площадки

 

Дать детям теоретические знания это еще не значит научить их правильно пользоваться ими на дороге: необходимо практическое закрепление этих знаний.

Для дошкольников и младших школьников наиболее эффективной формой изучения Правил дорожного движения является игра-занятие, которая может проводиться как на открытом воздухе, так и в помещении.

Для проведения практических занятий, игр, соревнований на лучшее знание и выполнение дорожных законов предназначаются транспортные площадки, они должны быть оборудованы в каждой школе и детском саду.

 Транспортная площадка (автоплощадка) представляет комплекс, состоящий из следующих элементов:

- асфальтированной площадки (на улице) с разметкой проезжей части;

- технических средств регулирования (светофоров, дорожных знаков), которые могут быть изготовлены силами самих ребят на уроках труда;

- транспорта (педальных машин, велосипедов, самокатов);

- учебных пособий для проведения игр и занятий (жезлов, формы юных инспекторов движения и т.д.);

- стационарных или переносных витрин (щитов) с агитационно-пропагандистскими материалами (плакатами, памятками, листовками) для проведения занятий;

Такая автоплощадка может быть размещена на территории школы, детского сада, парка, жилого микрорайона, оздоровительного лагеря.

Границы проезжей части и тротуара наносятся на асфальт белой краской (ширина 0,07 —0,1м). Дорожные знаки и панно целесообразно изготовить из металла на стойках с подставкой (высота знака, панно со стойкой — 1-1,2м). При окраске знаков руководствоваться существующим ГОСТом.

Помощь в изготовлении знаков, панно, атрибутов для игр, в приобретении транспорта, формы юных инспекторов движения могут оказать шефствующие автотранспортные и другие предприятия и организации.

Игры и упражнения на площадке должны проводиться после предварительного ознакомления детей с Правилами дорожного движения на занятиях в детских садах и школах. Цель их — расширить первоначальные знания детей о порядке движения транспорта и пешеходов.

По прибытию на площадку учитель (воспитатель) знакомит детей со схемой площадки, с организацией движения на ней (разметкой, дорожными знаками, светофорами), обращает внимание ребят на необходимость строго соблюдать правила (не выезжать на полосу встречного движения, соблюдать дистанцию, интервал, обгон совершать только с левой стороны, выполнять требования дорожных знаков, указателей, сигналов светофора или регулировщика). Помощь при проведении занятий могут оказать ребята из школьного отряда ЮИД.

Простейший учебно-тренировочный перекресток необходимо оборудовать во дворе, а в зимнее время в вестибюле или коридоре каждой школы. В изготовлении дорожных знаков, светофоров, атрибутов игр, наглядных пособий, макетов, принимают участие юные инспектора движения.

Во время проведения занятий класс выходит на этот перекресток по одному, парами, колоннами и т.д., подчиняясь сигналам светофора и указателям разметки.

Польза от таких занятий на площадке несомненна. Дети приобретают практические навыки, в то время как беседа дает лишь умозрительное представление о перекрестке.

   

           Основные направления работы классного руководителяпо профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

   

  1. Проведение уроков по изучению Правил дорожного движения согласно учебной программе.
  2. Проведение на родительских собраниях бесед на темы предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма, воспитания детей, обучение правильному поведению на дороге.
  3. Организация занятий на площадке для практического изучения Правил дорожного движения.
  4. Проведение на классных часах «Минуток» по профилактике несчастных случаев с детьми на дороге.
  5. Организация встреч учащихся с сотрудниками Госавтоинспекции.
  6. Проведение классных утренников, конкурсов, викторин, соревнований и т.п.

    

          

Примерный план     работы классного руководителя по профилактике детскогодорожно-транспортного травматизма

 

          Мероприятия

Срок

          Ответственные

 1.

   Проведение уроков изучения Правил дорожного движения согласно программе

 Ежемесячно

   Классный руководитель, отряд ЮИД

 2.

   Проведение на родительском собрании беседы “Будьте примером для детей в правильном поведении на дороге”

 1 раз в полугодие

   Классный руководитель

 3.

   Организация практических занятий на школьной площадке, в детском автогородке

 Сентябрь, май

   Классный руководитель

 4.

   Проведение утренника “Мы по улицам идем”

 В течение года

   Классный руководитель, отряд ЮИД

 5.

   Организация конкурсов на лучший рисунок, рассказ, исполнение стихотворения по безопасности движения

 В течение года

   Классный руководитель, отряд ЮИД

 6.

   Проведение бесед-“минуток” по профилактике несчастных случаев с детьми на дороге (в начальных классах ежедневно на последнем уроке)

 В течение года

   Классный руководитель

 7.

   Участие в патрулировании отряда ЮИД в микрорайоне школы

 В течение года

   Родители, классный руководитель

 8.

   Участие в проведении “Недели безопасности” (по плану школы)

 Сентябрь,Май

   Классный руководитель, Отряд ЮИД

             

 

Профилактика происшествий с участием велосипедистов!

развернуть

 

Многие велосипедисты, особенно начинающие, пренебрегают безопасностью при катании на велосипеде. Самое важное – каждый велосипедист при езде должен быть предельно внимательным. Причем, чем выше скорость езды, тем уровень внимательности должен быть выше. Необходимо всегда быть готовым к изменению ситуации на дороге. Наушники и громкая музыка – одна из причин происшествий на велосипедах. Как бы это ни было интересно и удобно, необходимо полностью отказаться от использования любых гаджетов, особенно при езде в городских условиях. Они отвлекают Вас от происходящего вокруг, что может быть очень опасно, можно не услышать сигнал автомобиля, оклик прохожего и т.д. Дорожную обстановку велосипедист должен не только видеть, но и слышать.

Правильный выбор места для катания сыграет большую роль на снижении травмоопасности на велопрогулках. Чем меньше будет людей и автомобилей, тем шанс происшествий ниже. Безусловно, идеальным местом для катания на велосипеде являются велосипедные дорожки. Велосипедная дорожка — обособленная дорога либо выделенный конструктивно или с помощью линий горизонтальной дорожной разметки элемент дороги, предназначенные для движения водителей велосипедов, обозначенный дорожным знаком «Велосипедная дорожка». Но даже на велосипедной дорожке велосипедист должен быть крайне внимателен, так как и там его может застигнуть неприятность. В соответствии с ПДД, пешеход также может двигаться по велодорожке, но не создавая помех велосипедисту. Участники дорожного движения обязаны не создавать препятствий и опасности для дорожного движения, действовать добросовестно, корректно, быть внимательными и взаимно вежливыми. Каждый участник дорожного движения, соблюдающий настоящие Правила, вправе рассчитывать на то, что и другие участники дорожного движения будут выполнять содержащиеся в них требования.

Чтобы не стать участником происшествия, Госавтоинспекция напоминает основные правила, касающиеся безопасности при эксплуатации велосипеда:

  • движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по обочинетротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов. При отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд не далее 1 метра от ее правого края.
  • При движении по дороге в темное время суток и (или) при ее недостаточной видимости на велосипеде должны быть включены: спереди — фара (фонарь), излучающая белый свет, сзади — фонарь, излучающий красный свет.
  • Вне перекрестков на нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой велосипедист обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.
  • При пересечении проезжей части дороги по пешеходному переходу велосипедист должен вести велосипед рядом с собой, за исключением случаев, когда велосипедная дорожка пересекается с проезжей частью и нанесена соответствующая дорожная разметка.

Велосипедисту категорически ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  • использовать технически неисправные велосипеды;
  • двигаться, не держась за руль и (или) не держа ноги на педалях;
  • перевозить пассажиров, за исключением случаев перевозки на велосипеде детей в возрасте до семи лет на дополнительном специально оборудованном сиденье.

Лицам младше 14 лет запрещается управлять велосипедом на дороге без сопровождения совершеннолетнего лица (кроме пешеходных и жилых зонтротуароввелосипедных и пешеходных дорожек).

За нарушение велосипедистами Правил дорожного движения на территории Республики Беларусь установлена административная ответственность в виде предупреждения или штрафа до 3 базовых величин.

Уважаемые велосипедисты, во время езды на велосипеде обращайте внимание на все, что происходит вокруг вас, - тогда Вы не будете застигнуты врасплох пешеходами, транспортными средствами, препятствиями на дороге или другими велосипедистами. Бдительность - это ключ к обеспечению безопасности на дорогах.

 

свернуть

Обучение детей наблюдательности на улице

развернуть
  • Учите ребенка наблюдательности. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, кусты, остановитесь, научите ребенка осматриваться по сторонам и определять: нет ли опасности приближающегося транспорта. Если у подъезда дома есть движение транспорта, обратите на это его внимание. Вместе с ним посмотрите: не приближается ли транспорт.
  • При движении по тротуару придерживайтесь стороны подальше от проезжей части. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.
  • Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом автомобилей из арок дворов.
  • При переходе проезжей части дороги остановитесь и осмотритесь по сторонам. Показывайте ребенку следующие действия по осмотру дороги: поворот головы налево, направо, еще раз налево. Дойдя до разделительной линии, делайте вместе с ним поворот головы направо. Если нет движения транспорта, продолжайте переход, не останавливаясь, а если есть – остановитесь на линии и пропустите транспорт, держа ребенка за руку.
  • При движении по тротуару придерживайтесь стороны подальше от проезжей части.
  • Учите ребенка всматриваться вдаль, пропускать приближающийся транспорт.
  • Наблюдая за приближающимися транспортными средствами, обращайте внимание ребенка на то, что за большими машинами (автобус, троллейбус) может быть опасность – движущийся на большой скорости легковой автомобиль или мотоцикл. Поэтому лучше подождать, когда большая машина проедет, и убедиться в отсутствии скрытой опасности.
  • Не выходите с ребенком на проезжую часть из-за каких-либо препятствий: стоящих автомобилей, кустов, закрывающих обзор проезжей части.
  • Переходите проезжую часть не наискосок, а прямо, строго перпендикулярно. Ребенок должен понимать, что это делается для лучшего наблюдения за движением транспорта.
  • Переходите проезжую часть только на зеленый сигнал светофора. Объясняйте ребенку, что переходить дорогу на зеленый мигающий сигнал нельзя. Он горит всего три секунды, можно попасть в ДТП.

Помните, что ребенок обучается движению по улице прежде всего на вашем примере, приобретая свой опыт!

свернуть

Тематика занятий по ПДД

развернуть

Обучающе-воспитательные и воспитательно-профилактические мероприятия и занятия по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

1-2 классы

  1. Жилая зона
  2. Дорога
  3. Стань заметней в темноте!
  4. Пешеходный переход
  5. Правила безопасного поведения на дороге в условиях недостаточной видимости, при гололеде
  6. Правила поведения в общественном транспорте
  7. Значение дорожных знаков с изображением контура человека
  8. Дорога – не место для игр
  9. Движение во дворе на самокатах, велосипедах
  10. Да здравствуют каникулы

 

Обучающе-воспитательные и воспитательно-профилактические мероприятия и занятия по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

3-4 классы

  1. Безопасные маршруты
  2. Правила поведения в общественном транспорте
  3. Стань заметней в темноте!
  4. Зимние забавы
  5. Правила безопасного поведения на дороге в условиях недостаточной видимости, при гололеде
  6. Опасности дороги
  7. Дорога – не место для игр
  8. Движение во дворе на самокатах, велосипедах
  9. Юный инспектор движения – звучит гордо!
  10. Да здравствуют каникулы

 

Обучающе-воспитательные и воспитательно-профилактические мероприятия и занятия по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

5-6 классы

  1. Участник дорожного движения – звучит гордо!
  2. Развитие умения предотвратить опасность
  3. Стань заметней в темноте!
  4. Зимние забавы
  5. Правила безопасного поведения на дороге в условиях недостаточной видимости, при гололеде
  6. Места повышенной опасности дороги
  7. Я – пассажир
  8. Я – велосипедист
  9. Я – путешественник
  10. Да здравствуют каникулы!

 

Обучающе-воспитательные и воспитательно-профилактические мероприятия и занятия по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

7-8 классы

  1. Уважаешь себя – уважай других!
  2. Развитие умения предотвратить опасность
  3. Стань заметней в темноте!
  4. Дорожно-транспортное происшествие
  5. Правила безопасного поведения на дороге в условиях недостаточной видимости, при гололеде
  6. Сигналы регулировщика для пешеходов
  7. Юный водитель
  8. Сигналы регулировщика для водителей велосипедов, мопедов
  9. Путешествуем без опасностей!
  10. Да здравствуют каникулы!

 

Обучающе-воспитательные и воспитательно-профилактические мероприятия и занятия по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

9-11 классы

  1. Уважаешь себя – уважай других!
  2. Развитие умения предотвратить опасность
  3. Стань заметней в темноте!
  4. Дорожно-транспортное происшествие
  5. Государственная автомобильная инспекция
  6. Основы теории движения автомобиля
  7. Все об автомобилях и скутерах
  8. Сигналы регулировщика
  9. Путешествуем без опасностей!
  10. Да здравствуют каникулы!

 

 

свернуть

Формы и методы работы по профилактике ДДТТ в учреждении

развернуть

Работа по профилактике ДДТТ среди несовершеннолетних проводится в тесном взаимодействии с органами управления образованием, педагогическими работниками учреждений дошкольного, общего среднего, дополнительного образования и иными работниками учреждений образования.

Начальником территориального подразделения ОВД производится  закрепление конкретных сотрудников за каждым учреждением дошкольного и общего среднего образования.

Сотрудник ОВД организует взаимодействие с администрацией, участвует и оказывает помощь в проведении работы по профилактике ДДТТ в закрепленном учреждении образования.

Для учреждения образования оформлен паспорт дорожной безопасности.

Взаимодействие  осуществляется по следующим направлениям:

  • работа с родителями (законными представителями) учащихся, попечительскими советами, родительскими комитетами (информирование о состоянии и причинах ДТП с детьми; участие в родительских собраниях, заседаниях попечительских советов; помощь в оформлении, оборудовании кабинета, Уголка по безопасности дорожного движения, автоплощадки или автогородка; проведение конкурсов, соревнований, игр по безопасности движения; организация контроля за нахождением детей на проезжей части, дорожным поведением учащихся в учебное время и в шестой школьный день, во время проведения официальных внеурочных мероприятий);
  • работа с учащимися (организация и координация работы отрядов ЮИД; проведение бесед, занятий, викторин, фестивалей, тематических недель, уроков-практикумов, экскурсий; организация выставок рисунков и поделок по ПДД; проведение творческих, спортивных конкурсов, соревнований юных велосипедистов, слетов-конкурсов отрядов ЮИД, интеллектуально-познавательных игр, конкурсов агитбригад, КВН ЮИД, акций и других мероприятий с участием детей);
  • работа с педагогическим коллективом (ознакомление педколлектива с нормативными и методическими документами по предупреждению ДДТТ; совместная разработка безопасного маршрута движения учащихся в школу; предоставление оперативной информации о ДДТТ; участие в совещаниях, семинарах, инструктажах; проведение бесед, лекций, кинолекториев; консультации, семинары по методике проведения занятий по ПДД; оказание практической помощи в разработке пособий, сценариев мероприятий по тематике дорожной безопасности; организация и проведение смотров, конкурсов, слетов; подбор учебно-методической литературы, наглядных пособий).

Охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения  правилам безопасного поведения на улицах и дорогах таким образом, чтобы у каждого обучающегося сформировалась жизненно необходимая потребность в соблюдении этих правил.

Цель такого обучения – целенаправленное систематическое формирование необходимых навыков у учащихся: дисциплинированности, самоконтроля, чувства ответственности и внимания на улице.

свернуть

Планирование профилактической работы

развернуть

Планирование профилактической работы по предупреждению ДДТТ должно осуществляться на основе анализа причин и условий, способствующих возникновению ДТП с участием детей. В планах должны быть определены исполнители, сроки, формы и методы решения конкретных вопросов по профилактике ДДТТ. Планы должны быть обоснованными, конкретными и реальными для выполнения.

При планировании работы по профилактике ДДТТ нужно учитывать ярко выраженный сезонный характер ДДТТ. Поэтому перед началом учебного года и в весенне-летний период нужно усилить профилактическую работу по предупреждению ДДТТ:

- 25 мая - 5 июня, 25 августа – 5 сентября проведение специального комплексного мероприятия  «Внимание - дети!» (приказ МВД от 02.02.2015 г. № 12 дсп);

 - июнь, июль, август – работа в оздоровительных лагерях (профильные смены и отряды, проведение тематических дней, соревнований, творческих конкурсов и т.д.).

 - в начале учебного года, а также перед каникулами – проведение «Недели безопасности движении» (беседы, линейки, игры, викторины, конкурсы, зачеты по ПДД и т.д.)

Планы могут быть совместными, например, отдела (отделения) ГАИ и отдела образования, с учреждениями образования и другими организациями на учебный или календарный год.

Планы должны быть согласованы и утверждены всеми субъектами, заинтересованными в проведении конкретных профилактических мероприятий. Вопросы, включаемые в планы, целесообразно классифицировать по следующим направлениям профилактической деятельности. Например:

пропаганда ПДД и других правовых знаний, действующих в сфере дорожного движения, информирование населения о состоянии и проблемах ДДТТ;

методическое обеспечение профилактики ДДТТ (оказание содействия в оборудовании кабинетов и уголков безопасности дорожного движения, предоставление наглядной агитации для размещения на тематических стендах, наглядных пособий);

участие в организации и проведении профилактических мероприятий (проведение акций, конкурсов, смотров, олимпиад, викторин и других массовых мероприятий с учащимися, создание отрядов юных инспекторов дорожного движения);

профилактический надзор за дорожным движением (совместные  патрулирования, дежурства в местах массовой концентрации детей и подростков, рейды, посвященные началу и окончанию учебного года, родительские патрули и т.д.);

проведение методических совещаний, семинаров, обсуждений проблем профилактики ДДТТ.

По мере выполнения пунктов плана делаются отметки об их исполнении со ссылкой на итоговый документ и номер дела, в котором он хранится.

По окончании срока действия плана готовится отчетный документ, в котором анализируются результаты проделанной работы по профилактике ДДТТ, выявляется положительный опыт и недостатки в организации этой работы.

свернуть

Основные направления организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

развернуть

Под профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма (далее – ДДТТ) понимается целенаправленная деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети и подростки в возрасте до 16 лет.

Профилактика ДДТТ осуществляется в тесном взаимодействии со структурными подразделениями ОВД и заинтересованными организациями (органами местной исполнительной власти, учреждениями образования, здравоохранения, средствами массовой информации, общественными объединениями), а также родительскими комитетами и трудовыми коллективами. При этом работа ведется по следующим основным направлениям:

  1. Учет и анализ ДТП с участием детей и подростков, выявление причин и условий их возникновения.
  2. Информирование населения и заинтересованных организаций об уровне ДДТТ и состоянии дел по его профилактике.
  3. Проведение лекций, кино-лекториев, бесед по профилактике ДДТТ в трудовых коллективах, с руководителями и должностными лицами автотранспортных предприятий, а также с водителями, осуществляющими перевозки детей и подростков.
  4. Оказание содействия учреждениям образования в проведении теоретических, практических занятий и внеклассных мероприятий, в том числе в шестой школьный день.
  5. Координация работы по организации отрядов юных инспекторов дорожного движения.
  6. Организация и проведение ежегодных районных, Минского городского, областных и республиканского этапов слета-конкурса отрядов юных инспекторов дорожного движения; творческих конкурсов, спортивных и иных мероприятий, направленных на профилактику ДДТТ.
  7. Оказание помощи органам управления образованием и исполнительной власти в организации работы центров и кабинетов по безопасности дорожного движения, автоплощадок и автогородков.
  8. Осуществление совместно с органами управления образованием и другими заинтересованными организациями социально-профилактических акций по профилактике травматизма несовершеннолетних на дороге и в транспорте.
  9. Участие в проведении конференций, совещаний и семинаров по вопросам профилактики ДДТТ.
  10. Организация разработки, издания и выпуска печатной продукции, аудио-видео и наружной социальной рекламы, фильмов по вопросам профилактики ДДТТ, оказание содействия в разработке учебных пособий по тематике безопасности дорожного движения.
  11. Проведение обследований улично-дорожной сети вблизи учреждений образования, в местах интенсивного движения детей-пешеходов. Подготовка предложений по совершенствованию дорожных условий, выдача предписаний по выявленным недостаткам, информирование местных исполнительных и распорядительных органов.
  12. Обеспечение контроля за организованной перевозкой групп детей автобусами.

13. Реагирование на факты ДТП с участием детей. По всем фактам ДТП с участием  детей проводится проверка. О ДТП информируются соответствующие органы управления образованием. В случае  установления  факта, что ДТП произошло по вине учащегося, ответственным сотрудником ОВД совместно с представителем органа управления образованием проводится обследование учреждения образования. Выясняются причины и условия, способствовавшие совершению ДТП, с принятием мер реагирования, проведением конкретных мероприятий с учащимся и родителями (законными представителями) о недопущении фактов ДТП. В случае получения травм ребенком из другого региона, ОВД, на территории которого произошло ДТП, направляет соответствующую информацию в ОВД по месту проживания несовершеннолетнего для принятия вышеуказанных мер. По каждому факту ДТП с погибшим ребенком готовится заключение и направляется в управление Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее – УГАИ МВД).

 

свернуть

Актуальность проблемы детского дорожно-транспортного травматизма

развернуть

Актуальность проблемы детского дорожно-транспортного травматизма и обучения безопасному поведению.

 

Детская безопасность на дорогах – составная часть заботы государства о здоровом и безопасном образе жизни ее юных граждан.

Проблема предупреждения аварийности и, как следствие, смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) не теряет своей актуальности для всех стран с развитой автомобилизацией, в том числе и для Республики Беларусь.

По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях во всем мире погибают около 1,3 млн. человек (более 3000 человек в день) и до 50 млн. человек  получают ранения различной степени тяжести. В Европе по этой причине погибают и травмируются, соответственно, 120 тыс. и 2,4 млн. человек. Основную группу риска смерти, получения травмы и инвалидности в результате дорожно-транспортных происшествий составляют дети и молодежь.

Ежегодное увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения ДТП, в том числе с участием детей и подростков. В нашей стране данная проблема признается чрезвычайно актуальной, а потому вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма уделяется повышенное внимание.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» в учебные программы учреждений образования включено изучение Правил дорожного движения (далее – ПДД) в объеме требований, предъявляемых к пешеходам, пассажирам, водителям велосипедов, мопедов, гужевых транспортных средств.

5 января 2008 г. принят Закон Республики Беларусь «О дорожном движении», в статье 21 которого закреплено требование обязательного обучения безопасному поведению на дорогах в учреждениях образования.

На протяжении ряда лет Министерством внутренних дел Республики Беларусь в тесном взаимодействии с Министерством образования Республики Беларусь и другими заинтересованными ведомствами реализуется комплекс организационных и практических мероприятий, направленных на профилактику и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма  в Республике Беларусь. 

В результате таких мер в последние годы в Беларуси наметилась положительная динамика по снижению детского дорожно-транспортного травматизма. Однако уровень детского травматизма все еще остается высоким. Примерно 30% ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий. Основными причинами несчастий с детьми на дороге являются переход ими проезжей части в неустановленном месте, внезапное появление перед движущимся транспортом, игры на проезжей части или в непосредственной близости от нее, нарушение требований ПДД при движении на велосипедах, мопедах, мотоциклах и роликах.

Эти факторы свидетельствуют об отсутствии у учащихся устойчивых практических навыков поведения на дорогах и, как следствие, неумения юных участников дорожного движения ориентироваться в быстро меняющейся дорожной обстановке.

Совершенно очевидно, что все вышеназванные причины – не только следствие невыполнения детьми и подростками ПДД, но и безучастного отношения взрослых к их поведению на проезжей части. А дети, предоставленные самим себе, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге и не умеют еще в должной степени управлять своим поведением.

Дорожно-транспортный травматизм детей в значительной мере обусловлен такими особенностями их психофизиологического развития, как незрелость, неспособность правильно оценивать обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.

Изучение детьми ПДД, воспитание навыков безопасного поведения на дороге не принесет желаемых результатов, если будет осуществляться без тесного контакта с семьей. Одна из основных причин детского травматизма на дороге состоит в том, что юные участники движения в своем поведении на улице руководствуются наблюдениями за действиями взрослых, которые не всегда бывают правильными.

Чтобы научить детей безопасному поведению на дороге, необходимо вести постоянную, целенаправленную работу, как родителям, так и воспитателям, педагогам и сотрудникам органов внутренних дел (далее – ОВД). Все, что усвоено ребенком в самом раннем детстве, впоследствии становится привычкой, хорошей или вредной – зависит от тех, кто работает с детьми, кто их учит и воспитывает.

Своевременная и правильная адаптация молодого поколения к особенностям дорожной среды – признанный во всем мире путь предупреждения и профилактики как детского дорожно-транспортного травматизма, так и дорожной безопасности в целом.

свернуть

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

развернуть

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с самого раннего возраста.

Задача педагогов и родителей – воспитать из детей грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.      Значительный пласт работы – это профилактика ДДТТ и формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности. Авторы многих работ, посвященных изучению детского травматизма, отмечают, что почти 2/3 из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидение скрытой опасности. Устранить эту причину, ограничиваясь только беседами с детьми, словесными наставлениями, невозможно. При движении на дороге, как и при любом движении, действуют не столько знания, сколько привычки, стереотипы.

Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий.

  1. Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).
  2. Выход на проезжую часть из-за автобуса или другого препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть).
  3. Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория – место для игр).
  4. Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).

Дорожно-транспортный травматизм детей в значительной мере обусловлен такими особенностями их психофизиологического развития, как незрелость; неспособность правильно оценивать обстановку; быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение; потребность в движении, которая преобладает над осторожностью; стремление подражать взрослым; переоценка своих возможностей; специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.
Таким образом, обучение детей правилам безопасного поведения на дороге может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек, своим личным своим примером.

свернуть
поделиться в: