Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Стародорожского райисполкома
Государственное учреждение образования
Средняя школа №2 г.Старые Дороги
Информационный уголок в школе по безопасности дорожного движения
Информационные и пропагандистские материалы по безопасности дорожного движения должны быть во всех школах. Они оформляются в виде специальных стендов или щитов (один или несколько) и, как правило, располагаются на видном месте в вестибюле школы.
Примерный перечень материалов, располагаемых на стендах:
В каждой школе должен обязательно выпускаться бюллетень для родителей. Школа обязана чётко объяснять свои задачи, рассказывать о проблемах, информировать об актуальных задачах. Всё это в полной мере относится и к проблемам ДДТТ. Внимание родителей должно быть обращено не только на ту информацию, которая относиться непосредственно к ним, но и на ту, с которой школа обращается к детям. Для достижения наибольшей эффективности в обучении детей, родители должны быть ознакомлены с поурочным содержанием проводимых уроков по ПДД. Это необходимо для того, чтобы не было противоречий в изложении учебного материала учителя на уроке и поведением родителей в реальных дорожных ситуациях, что, к сожалению, нередко случается.
При выполнении схемы надо подобрать приемлемый масштаб и соблюсти его. Схема должна легко читаться, поэтому надо обозначать основные и понятные ориентиры (строения, дороги, зелёные насаждения и т.п.), надписи должны выполняться чётко, разборчиво. Обязательно обозначаются все дороги со всеми элементами (проезжая часть, тротуар, раздельная полоса), пешеходные переходы, светофоры, дорожные знаки и разметка. Расположение дорожных знаков и разметки должно соответствовать их действительным местам расположения. Хорошо видимой линией (при необходимости со стрелками, обозначающими направление движения) должны быть обозначены все основные пути движения учащихся к школе (и обратно) от близлежащих остановок маршрутного транспорта и основных мест проживания учащихся. Должны быть отмечены участки с интенсивным движением транспортных средств.
Детские транспортные площадки
Дать детям теоретические знания это еще не значит научить их правильно пользоваться ими на дороге: необходимо практическое закрепление этих знаний.
Для дошкольников и младших школьников наиболее эффективной формой изучения Правил дорожного движения является игра-занятие, которая может проводиться как на открытом воздухе, так и в помещении.
Для проведения практических занятий, игр, соревнований на лучшее знание и выполнение дорожных законов предназначаются транспортные площадки, они должны быть оборудованы в каждой школе и детском саду.
Транспортная площадка (автоплощадка) представляет комплекс, состоящий из следующих элементов:
- асфальтированной площадки (на улице) с разметкой проезжей части;
- технических средств регулирования (светофоров, дорожных знаков), которые могут быть изготовлены силами самих ребят на уроках труда;
- транспорта (педальных машин, велосипедов, самокатов);
- учебных пособий для проведения игр и занятий (жезлов, формы юных инспекторов движения и т.д.);
- стационарных или переносных витрин (щитов) с агитационно-пропагандистскими материалами (плакатами, памятками, листовками) для проведения занятий;
Такая автоплощадка может быть размещена на территории школы, детского сада, парка, жилого микрорайона, оздоровительного лагеря.
Границы проезжей части и тротуара наносятся на асфальт белой краской (ширина 0,07 —0,1м). Дорожные знаки и панно целесообразно изготовить из металла на стойках с подставкой (высота знака, панно со стойкой — 1-1,2м). При окраске знаков руководствоваться существующим ГОСТом.
Помощь в изготовлении знаков, панно, атрибутов для игр, в приобретении транспорта, формы юных инспекторов движения могут оказать шефствующие автотранспортные и другие предприятия и организации.
Игры и упражнения на площадке должны проводиться после предварительного ознакомления детей с Правилами дорожного движения на занятиях в детских садах и школах. Цель их — расширить первоначальные знания детей о порядке движения транспорта и пешеходов.
По прибытию на площадку учитель (воспитатель) знакомит детей со схемой площадки, с организацией движения на ней (разметкой, дорожными знаками, светофорами), обращает внимание ребят на необходимость строго соблюдать правила (не выезжать на полосу встречного движения, соблюдать дистанцию, интервал, обгон совершать только с левой стороны, выполнять требования дорожных знаков, указателей, сигналов светофора или регулировщика). Помощь при проведении занятий могут оказать ребята из школьного отряда ЮИД.
Простейший учебно-тренировочный перекресток необходимо оборудовать во дворе, а в зимнее время в вестибюле или коридоре каждой школы. В изготовлении дорожных знаков, светофоров, атрибутов игр, наглядных пособий, макетов, принимают участие юные инспектора движения.
Во время проведения занятий класс выходит на этот перекресток по одному, парами, колоннами и т.д., подчиняясь сигналам светофора и указателям разметки.
Польза от таких занятий на площадке несомненна. Дети приобретают практические навыки, в то время как беседа дает лишь умозрительное представление о перекрестке.
Основные направления работы классного руководителяпо профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Примерный план работы классного руководителя по профилактике детскогодорожно-транспортного травматизма
№ |
Мероприятия |
Срок |
Ответственные |
1. |
Проведение уроков изучения Правил дорожного движения согласно программе |
Ежемесячно |
Классный руководитель, отряд ЮИД |
2. |
Проведение на родительском собрании беседы “Будьте примером для детей в правильном поведении на дороге” |
1 раз в полугодие |
Классный руководитель |
3. |
Организация практических занятий на школьной площадке, в детском автогородке |
Сентябрь, май |
Классный руководитель |
4. |
Проведение утренника “Мы по улицам идем” |
В течение года |
Классный руководитель, отряд ЮИД |
5. |
Организация конкурсов на лучший рисунок, рассказ, исполнение стихотворения по безопасности движения |
В течение года |
Классный руководитель, отряд ЮИД |
6. |
Проведение бесед-“минуток” по профилактике несчастных случаев с детьми на дороге (в начальных классах ежедневно на последнем уроке) |
В течение года |
Классный руководитель |
7. |
Участие в патрулировании отряда ЮИД в микрорайоне школы |
В течение года |
Родители, классный руководитель |
8. |
Участие в проведении “Недели безопасности” (по плану школы) |
Сентябрь,Май |
Классный руководитель, Отряд ЮИД |
Многие велосипедисты, особенно начинающие, пренебрегают безопасностью при катании на велосипеде. Самое важное – каждый велосипедист при езде должен быть предельно внимательным. Причем, чем выше скорость езды, тем уровень внимательности должен быть выше. Необходимо всегда быть готовым к изменению ситуации на дороге. Наушники и громкая музыка – одна из причин происшествий на велосипедах. Как бы это ни было интересно и удобно, необходимо полностью отказаться от использования любых гаджетов, особенно при езде в городских условиях. Они отвлекают Вас от происходящего вокруг, что может быть очень опасно, можно не услышать сигнал автомобиля, оклик прохожего и т.д. Дорожную обстановку велосипедист должен не только видеть, но и слышать.
Правильный выбор места для катания сыграет большую роль на снижении травмоопасности на велопрогулках. Чем меньше будет людей и автомобилей, тем шанс происшествий ниже. Безусловно, идеальным местом для катания на велосипеде являются велосипедные дорожки. Велосипедная дорожка — обособленная дорога либо выделенный конструктивно или с помощью линий горизонтальной дорожной разметки элемент дороги, предназначенные для движения водителей велосипедов, обозначенный дорожным знаком «Велосипедная дорожка». Но даже на велосипедной дорожке велосипедист должен быть крайне внимателен, так как и там его может застигнуть неприятность. В соответствии с ПДД, пешеход также может двигаться по велодорожке, но не создавая помех велосипедисту. Участники дорожного движения обязаны не создавать препятствий и опасности для дорожного движения, действовать добросовестно, корректно, быть внимательными и взаимно вежливыми. Каждый участник дорожного движения, соблюдающий настоящие Правила, вправе рассчитывать на то, что и другие участники дорожного движения будут выполнять содержащиеся в них требования.
Чтобы не стать участником происшествия, Госавтоинспекция напоминает основные правила, касающиеся безопасности при эксплуатации велосипеда:
Велосипедисту категорически ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
Лицам младше 14 лет запрещается управлять велосипедом на дороге без сопровождения совершеннолетнего лица (кроме пешеходных и жилых зон, тротуаров, велосипедных и пешеходных дорожек).
За нарушение велосипедистами Правил дорожного движения на территории Республики Беларусь установлена административная ответственность в виде предупреждения или штрафа до 3 базовых величин.
Уважаемые велосипедисты, во время езды на велосипеде обращайте внимание на все, что происходит вокруг вас, - тогда Вы не будете застигнуты врасплох пешеходами, транспортными средствами, препятствиями на дороге или другими велосипедистами. Бдительность - это ключ к обеспечению безопасности на дорогах.
свернуть
Помните, что ребенок обучается движению по улице прежде всего на вашем примере, приобретая свой опыт!
свернутьОбучающе-воспитательные и воспитательно-профилактические мероприятия и занятия по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
1-2 классы
Обучающе-воспитательные и воспитательно-профилактические мероприятия и занятия по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
3-4 классы
Обучающе-воспитательные и воспитательно-профилактические мероприятия и занятия по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
5-6 классы
Обучающе-воспитательные и воспитательно-профилактические мероприятия и занятия по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
7-8 классы
Обучающе-воспитательные и воспитательно-профилактические мероприятия и занятия по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
9-11 классы
свернуть
Работа по профилактике ДДТТ среди несовершеннолетних проводится в тесном взаимодействии с органами управления образованием, педагогическими работниками учреждений дошкольного, общего среднего, дополнительного образования и иными работниками учреждений образования.
Начальником территориального подразделения ОВД производится закрепление конкретных сотрудников за каждым учреждением дошкольного и общего среднего образования.
Сотрудник ОВД организует взаимодействие с администрацией, участвует и оказывает помощь в проведении работы по профилактике ДДТТ в закрепленном учреждении образования.
Для учреждения образования оформлен паспорт дорожной безопасности.
Взаимодействие осуществляется по следующим направлениям:
Охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения правилам безопасного поведения на улицах и дорогах таким образом, чтобы у каждого обучающегося сформировалась жизненно необходимая потребность в соблюдении этих правил.
Цель такого обучения – целенаправленное систематическое формирование необходимых навыков у учащихся: дисциплинированности, самоконтроля, чувства ответственности и внимания на улице.
свернутьПланирование профилактической работы по предупреждению ДДТТ должно осуществляться на основе анализа причин и условий, способствующих возникновению ДТП с участием детей. В планах должны быть определены исполнители, сроки, формы и методы решения конкретных вопросов по профилактике ДДТТ. Планы должны быть обоснованными, конкретными и реальными для выполнения.
При планировании работы по профилактике ДДТТ нужно учитывать ярко выраженный сезонный характер ДДТТ. Поэтому перед началом учебного года и в весенне-летний период нужно усилить профилактическую работу по предупреждению ДДТТ:
- 25 мая - 5 июня, 25 августа – 5 сентября проведение специального комплексного мероприятия «Внимание - дети!» (приказ МВД от 02.02.2015 г. № 12 дсп);
- июнь, июль, август – работа в оздоровительных лагерях (профильные смены и отряды, проведение тематических дней, соревнований, творческих конкурсов и т.д.).
- в начале учебного года, а также перед каникулами – проведение «Недели безопасности движении» (беседы, линейки, игры, викторины, конкурсы, зачеты по ПДД и т.д.)
Планы могут быть совместными, например, отдела (отделения) ГАИ и отдела образования, с учреждениями образования и другими организациями на учебный или календарный год.
Планы должны быть согласованы и утверждены всеми субъектами, заинтересованными в проведении конкретных профилактических мероприятий. Вопросы, включаемые в планы, целесообразно классифицировать по следующим направлениям профилактической деятельности. Например:
- пропаганда ПДД и других правовых знаний, действующих в сфере дорожного движения, информирование населения о состоянии и проблемах ДДТТ;
- методическое обеспечение профилактики ДДТТ (оказание содействия в оборудовании кабинетов и уголков безопасности дорожного движения, предоставление наглядной агитации для размещения на тематических стендах, наглядных пособий);
- участие в организации и проведении профилактических мероприятий (проведение акций, конкурсов, смотров, олимпиад, викторин и других массовых мероприятий с учащимися, создание отрядов юных инспекторов дорожного движения);
- профилактический надзор за дорожным движением (совместные патрулирования, дежурства в местах массовой концентрации детей и подростков, рейды, посвященные началу и окончанию учебного года, родительские патрули и т.д.);
- проведение методических совещаний, семинаров, обсуждений проблем профилактики ДДТТ.
По мере выполнения пунктов плана делаются отметки об их исполнении со ссылкой на итоговый документ и номер дела, в котором он хранится.
По окончании срока действия плана готовится отчетный документ, в котором анализируются результаты проделанной работы по профилактике ДДТТ, выявляется положительный опыт и недостатки в организации этой работы.
свернутьПод профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма (далее – ДДТТ) понимается целенаправленная деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети и подростки в возрасте до 16 лет.
Профилактика ДДТТ осуществляется в тесном взаимодействии со структурными подразделениями ОВД и заинтересованными организациями (органами местной исполнительной власти, учреждениями образования, здравоохранения, средствами массовой информации, общественными объединениями), а также родительскими комитетами и трудовыми коллективами. При этом работа ведется по следующим основным направлениям:
13. Реагирование на факты ДТП с участием детей. По всем фактам ДТП с участием детей проводится проверка. О ДТП информируются соответствующие органы управления образованием. В случае установления факта, что ДТП произошло по вине учащегося, ответственным сотрудником ОВД совместно с представителем органа управления образованием проводится обследование учреждения образования. Выясняются причины и условия, способствовавшие совершению ДТП, с принятием мер реагирования, проведением конкретных мероприятий с учащимся и родителями (законными представителями) о недопущении фактов ДТП. В случае получения травм ребенком из другого региона, ОВД, на территории которого произошло ДТП, направляет соответствующую информацию в ОВД по месту проживания несовершеннолетнего для принятия вышеуказанных мер. По каждому факту ДТП с погибшим ребенком готовится заключение и направляется в управление Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее – УГАИ МВД).
свернуть
Актуальность проблемы детского дорожно-транспортного травматизма и обучения безопасному поведению.
Детская безопасность на дорогах – составная часть заботы государства о здоровом и безопасном образе жизни ее юных граждан.
Проблема предупреждения аварийности и, как следствие, смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) не теряет своей актуальности для всех стран с развитой автомобилизацией, в том числе и для Республики Беларусь.
По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях во всем мире погибают около 1,3 млн. человек (более 3000 человек в день) и до 50 млн. человек получают ранения различной степени тяжести. В Европе по этой причине погибают и травмируются, соответственно, 120 тыс. и 2,4 млн. человек. Основную группу риска смерти, получения травмы и инвалидности в результате дорожно-транспортных происшествий составляют дети и молодежь.
Ежегодное увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения ДТП, в том числе с участием детей и подростков. В нашей стране данная проблема признается чрезвычайно актуальной, а потому вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма уделяется повышенное внимание.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» в учебные программы учреждений образования включено изучение Правил дорожного движения (далее – ПДД) в объеме требований, предъявляемых к пешеходам, пассажирам, водителям велосипедов, мопедов, гужевых транспортных средств.
5 января 2008 г. принят Закон Республики Беларусь «О дорожном движении», в статье 21 которого закреплено требование обязательного обучения безопасному поведению на дорогах в учреждениях образования.
На протяжении ряда лет Министерством внутренних дел Республики Беларусь в тесном взаимодействии с Министерством образования Республики Беларусь и другими заинтересованными ведомствами реализуется комплекс организационных и практических мероприятий, направленных на профилактику и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма в Республике Беларусь.
В результате таких мер в последние годы в Беларуси наметилась положительная динамика по снижению детского дорожно-транспортного травматизма. Однако уровень детского травматизма все еще остается высоким. Примерно 30% ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий. Основными причинами несчастий с детьми на дороге являются переход ими проезжей части в неустановленном месте, внезапное появление перед движущимся транспортом, игры на проезжей части или в непосредственной близости от нее, нарушение требований ПДД при движении на велосипедах, мопедах, мотоциклах и роликах.
Эти факторы свидетельствуют об отсутствии у учащихся устойчивых практических навыков поведения на дорогах и, как следствие, неумения юных участников дорожного движения ориентироваться в быстро меняющейся дорожной обстановке.
Совершенно очевидно, что все вышеназванные причины – не только следствие невыполнения детьми и подростками ПДД, но и безучастного отношения взрослых к их поведению на проезжей части. А дети, предоставленные самим себе, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге и не умеют еще в должной степени управлять своим поведением.
Дорожно-транспортный травматизм детей в значительной мере обусловлен такими особенностями их психофизиологического развития, как незрелость, неспособность правильно оценивать обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.
Изучение детьми ПДД, воспитание навыков безопасного поведения на дороге не принесет желаемых результатов, если будет осуществляться без тесного контакта с семьей. Одна из основных причин детского травматизма на дороге состоит в том, что юные участники движения в своем поведении на улице руководствуются наблюдениями за действиями взрослых, которые не всегда бывают правильными.
Чтобы научить детей безопасному поведению на дороге, необходимо вести постоянную, целенаправленную работу, как родителям, так и воспитателям, педагогам и сотрудникам органов внутренних дел (далее – ОВД). Все, что усвоено ребенком в самом раннем детстве, впоследствии становится привычкой, хорошей или вредной – зависит от тех, кто работает с детьми, кто их учит и воспитывает.
Своевременная и правильная адаптация молодого поколения к особенностям дорожной среды – признанный во всем мире путь предупреждения и профилактики как детского дорожно-транспортного травматизма, так и дорожной безопасности в целом.
свернутьПрофилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с самого раннего возраста.
Задача педагогов и родителей – воспитать из детей грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения. Значительный пласт работы – это профилактика ДДТТ и формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности. Авторы многих работ, посвященных изучению детского травматизма, отмечают, что почти 2/3 из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидение скрытой опасности. Устранить эту причину, ограничиваясь только беседами с детьми, словесными наставлениями, невозможно. При движении на дороге, как и при любом движении, действуют не столько знания, сколько привычки, стереотипы.
Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий.
Дорожно-транспортный травматизм детей в значительной мере обусловлен такими особенностями их психофизиологического развития, как незрелость; неспособность правильно оценивать обстановку; быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение; потребность в движении, которая преобладает над осторожностью; стремление подражать взрослым; переоценка своих возможностей; специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.
Таким образом, обучение детей правилам безопасного поведения на дороге может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек, своим личным своим примером.