Предлагаю рассмотреть примеры проектных задач.
Пример проектной задачи по математике в 1 классе.
После прохождения темы «Геометрические фигуры» детям предлагается составить план детской площадки с использованием геометрических фигур. Схематически обозначаются изученными геометрическими фигурами такие объекты как качели, песочница, спортивная площадка, детский городок. Итогом такой работы являются разные варианты групп с планами детских площадок. Это одна из первых задач, которые выполняют дети.
Пример проектной задачи по математике во 2 классе.
После прохождения темы «Умножения» перед детьми ставиться задача: осветить территорию дома, расположив по-разному уличные фонари для освещения территории дома. Рассчитать более экономичную по затратам покупку фонарей для уличного освещения, используя разные предложения фирм.
Пример проектной задачи по математике в 3 классе.
После прохождения темы «Площадь» перед детьми ставится задача благоустроить территорию нового дома. Детям необходимо составить план-проект с целью озеленения территории дома. Поместить клумбы с цветами, сделав экономические расчёты, какие цветы и в каком количестве, и в какой фирме они будут закупать.
Пример проектной задачи по математике в 4 классе.
Благоустроить территорию дома: озеленение и освещение территории дома, расположить детскую площадку, продумать другие жизненно важные зоны для удобства жильцов дома. Итогом такой задачи является план-проект территории дома.
Как организована работа по решению проектной задачи?
Рассмотрим алгоритм работы с проектной задачей на уроке математики, 3-й класс
Тема урока: Периметр и площадь. Решение задач с помощью формул.
Цель: обобщить имеющиеся у учащихся знания с помощью решения проектной задачи.
Задачи:
1. Устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий (формируются познавательные универсальные учебные действия).
2. Решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью (формируются познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия).
3. Оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи (формируются личностные и регулятивные универсальные учебные действия).
4. Составлять таблицы, анализировать интерпретировать их данные, обобщать выявленные закономерности и записывать их в виде формул. (Формируются регулятивные и познавательные универсальные учебные действия).
Сюжет проектной задачи
Заказчик – Градостроительный комитет – дал задание строительной фирме облицевать фундамент здания. Разработайте проект облицовки, рассчитайте необходимое количество и стоимость необходимых для этого материалов, исходя из требований заказчика.
Первое требование заказчика: предложить разные варианты размещения плитки на фундаменте здания.
Предложения строительных фирм
|
Плитка прямоугольной формы
|
Плитка квадратной формы
|
Стоимость доставки
|
Общая стоимость
|
«Самострой»
|
1 шт. = 25 руб.
|
1 шт. = 20 руб.
|
бесплатно
|
|
«Любимый дом»
|
1 м2 = 50 руб.
|
1 м2 = 60 руб.
|
100 руб.
|
|
|
|
|
|
|
Задание 1
Начерти в тетради параллелепипед. Это фасад здания. Предложи вариант или варианты размещения плитки разной формы на фасаде.
Второе требование заказчика: фасад нужно облицевать плиткой прямоугольной или квадратной формы.
Задание 2
Рассчитайте необходимое количество плиток, если ширина здания –50 метров, длина –75 метров, высота фундамента –4 метра. Длина и ширина плитки прямоугольной формы –1 метр и 50 сантиметров соответственно. А длина и ширина плиток квадратной формы –1 метр.
Третье требование заказчика: необходимо выполнить закупку плитки по самой выгодной цене.
Задание 3
Две фирмы предлагают плитку. Выберете фирму (см. таблицу), которая предлагает наиболее выгодные условия. Объясните свой выбор.
Итогом решения задачи становится план действий при создании любого проекта, связанного с размещением объектов:
1. Разработать на бумаге (в электронном виде) план размещения объектов.
2. Рассчитать количество необходимых материалов.
3. Узнать возможную стоимость закупки материалов.
4. Рассчитать наиболее выгодные условия закупки и купить материалы.
5. Разместить полученные объекты.
Дети в ходе рефлексивной беседы приводят примеры, где можно использовать этот план:
1. Облицовка дачного домика;
2. Облицовка беседки;
3. Облицовка печи.