Для учителей 3-ых классов

Примеры проектных задач

развернуть

Предлагаю рассмотреть примеры проектных задач.

Пример проектной задачи по математике в 1 классе.

После прохождения темы «Геометрические фигуры» детям предлагается составить план детской площадки с использованием геометрических фигур. Схематически обозначаются изученными геометрическими фигурами такие объекты как качели, песочница, спортивная площадка, детский городок. Итогом такой работы являются разные варианты групп с планами детских площадок. Это одна из первых задач, которые выполняют дети.

Пример проектной задачи по математике во 2 классе.

После прохождения темы «Умножения» перед детьми ставиться задача: осветить территорию дома, расположив по-разному уличные фонари для освещения территории дома. Рассчитать более экономичную по затратам покупку фонарей для уличного освещения, используя разные предложения фирм.

Пример проектной задачи по математике в 3 классе.

После прохождения темы «Площадь» перед детьми ставится задача благоустроить территорию нового дома. Детям необходимо составить план-проект с целью озеленения территории дома. Поместить клумбы с цветами, сделав экономические расчёты, какие цветы и в каком количестве, и в какой фирме они будут закупать.

Пример проектной задачи по математике в 4 классе.

Благоустроить территорию дома: озеленение и освещение территории дома, расположить детскую площадку, продумать другие жизненно важные зоны для удобства жильцов дома. Итогом такой задачи является план-проект территории дома.

Как организована работа по решению проектной задачи?

Рассмотрим алгоритм работы с проектной задачей на уроке математики, 3-й класс

Тема урока: Периметр и площадь. Решение задач с помощью формул.

Цель: обобщить имеющиеся у учащихся знания с помощью решения проектной задачи.

Задачи:

1. Устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий (формируются познавательные универсальные учебные действия).

2. Решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью (формируются познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия).

3. Оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи (формируются личностные и регулятивные универсальные учебные действия).

4. Составлять таблицы, анализировать интерпретировать их данные, обобщать выявленные закономерности и записывать их в виде формул. (Формируются регулятивные и познавательные универсальные учебные действия).

Сюжет проектной задачи

Заказчик – Градостроительный комитет – дал задание строительной фирме облицевать фундамент здания. Разработайте проект облицовки, рассчитайте необходимое количество и стоимость необходимых для этого материалов, исходя из требований заказчика.

Первое требование заказчика: предложить разные варианты размещения плитки на фундаменте здания.

 

Предложения строительных фирм

Плитка прямоугольной формы

Плитка квадратной формы

Стоимость доставки

Общая стоимость

«Самострой»

1 шт. = 25 руб.

1 шт. = 20 руб.

бесплатно

 

«Любимый дом»

1 м2 = 50 руб.

1 м2 = 60 руб.

100 руб.

 

 

 

 

 

 

Задание 1

Начерти в тетради параллелепипед. Это фасад здания. Предложи вариант или варианты размещения плитки разной формы на фасаде.

Второе требование заказчика: фасад нужно облицевать плиткой прямоугольной или квадратной формы.

Задание 2

Рассчитайте необходимое количество плиток, если ширина здания –50 метров, длина –75 метров, высота фундамента –4 метра. Длина и ширина плитки прямоугольной формы –1 метр и 50 сантиметров соответственно. А длина и ширина плиток квадратной формы –1 метр.

Третье требование заказчика: необходимо выполнить закупку плитки по самой выгодной цене.

Задание 3

Две фирмы предлагают плитку. Выберете фирму (см. таблицу), которая предлагает наиболее выгодные условия. Объясните свой выбор.

Итогом решения задачи становится план действий при создании любого проекта, связанного с размещением объектов:

1. Разработать на бумаге (в электронном виде) план размещения объектов.

2. Рассчитать количество необходимых материалов.

3. Узнать возможную стоимость закупки материалов.

 4. Рассчитать наиболее выгодные условия закупки и купить материалы.

5. Разместить полученные объекты.

Дети в ходе рефлексивной беседы приводят примеры, где можно использовать этот план:

1. Облицовка дачного домика;

2. Облицовка беседки;

3. Облицовка печи.

 

 

 

свернуть

Компетентностно-ориентированные задания

развернуть

1)

  1. Проблема.

Гусеница бабочки – капустницы за 1 день поедает 10 г капусты. Сколько капусты сохраняет семья синиц, состоящая из самца, самки и 4 птенцов за 1 месяц?

  1. Планирование.
  2. Поиск информации о количестве гусениц, поедаемых синицей за 1 день.
  3. Составление таблицы о количестве съеденных гусениц.
  4. Заполнить таблицу о количестве сохранённой капусты.
  5. Поиск информации.
  6. Энциклопедия «Живой мир»

Взрослая синица за 1 день поедает 10 гусениц, птенец – в 2 раза меньше.

  1. Заполнить таблицы.

Кол-во гусениц,

поедаемых за 1 день 1 птицей

Количество синиц

Общее кол-во гусениц за 1 день

Общее кол-во гусениц за 30 д.

Взрослая синица

Птенец

Итого

  1. Произвести расчёт количества сохранённой капусты.
  2. Модельный ответ.

Кол-во гусениц,

поедаемых за 1 день 1 птицей

Количество синиц

Общее кол-во гусениц за 1 день

Общее кол-во гусениц за 30 д.

Взрослая синица 10, 2, 20

Птенец 5, 4, 20

Итого: 40, 1200

  1. 10*2+5*4=40 (гус.) – за 1 день - 2 б.
  2. 40*30 =1200(гус.) – за месяц - 2 б.
  3. 10*1200=12000(г) –капусты, сохранённой за 1 месяц. - 2 б.

Максимальный балл - 6 б.

2)

  1. Проблема.

У фермера в крестьянском хозяйстве 30 коров, каждая из которых в день дает в среднем 20 л молока. Сколько л сливок может получить фермер за 1 месяц?

  1. Проектирование.
  1. Получение информации о производстве сливок.
  2. Заполнить таблицу.
  3. Произвести расчёт.
  1. Поиск информации.

Из 100 л молока получается 18 л сливок.

  1. Заполнить таблицу и произвести расчёт.

л молока за 1 д.

с 1 кор.

Кол-во коров

Всего л молока за 1 д.

Всего л молока за 30 д.

  1. Модельный ответ.

л молока за 1 д.

с 1 кор.

Кол-во коров

Всего л молока за 1 д.

Всего л молока за 30 д.

20

30

600

18000

  1. 1800:100=180(раз)
  2. 180*18=3240(л)

Шкала оценивания:

  1. – 1 б.
  2. - 2 б.
  3. - 2 б.

Максимальный балл – 5 б.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------

3)

  1. Проблема.

После приёма у врача больному назначили лечение. Составить расписание процедур, учитывая, что промежуток между ними должен быть не менее 1 часа.

  1. Планирование.
  1. Знакомство с рекомендациями врача. Изучение инструкции по примененнию лекарственных средств.
  2. Составление расписания проведения процедур.
  3. Составить рекомендации по профилактике простудных заболеваний.
  1. Источники информации:

Рекомендации врача:

Приём таблеток – 3 раза в день;

Приём сиропа – 3 раза в день;

Растирание – 2 раза в день;

Ингаляция - 2 раза в день;

Полоскание горла – 5 раз в день.

Изучение инструкции по примененнию лекарственных средств.

4.Заполнить таблицу.

Расписание процедур.

Модельный ответ: 3, 3, 2, 2, 5

Рекомендации по профилактике простудных заболеваний.

Шкала оценивания:

  1. – 2 б.
  2. - 3 б.
  3. - 3 б.

Максимально – 8 б.

4)

  1. Проблема.

В доме постоянно горят 6 ламп накаливания. В среднем одна лампочка горит 5 часов.

Какую экономию можно получить, заменив лампы накаливания на энергосберегающие лампы. Какую сумму платит семья за освещение и будет платить после замены ламп.

  1. Планирование.
  1. Поиск информации о стоимости электроэнергии, мощности ламп.
  2. Составление таблицы потребления электроэнергии лампами, произвести расчёт стоимости э\энергии за 1 месяц.
  3. Составить рекомендации по экономии электроэнергии дома.
  1. Поиск информации.

1) Стоимость э\энергии – 0.20 коп за 1 квт\ч;

2) Мощность лампы накаливания – 100 вт\ч;

3) Мощность энергосберегающей лампы – 40 вт\ч

  1. Заполнить таблицу.

Произвести расчёт с учётом 1 квт = 1000 вт

  1. Составить рекомендации по экономии э\энергии. Представить в виде плаката, рисунка и т.д.

Модельный ответ:

Кол-во вт за 1 день

(5 часов)

Кол-во вт за 1месяц

(30 дней)

Стоимость э\энергии за 1 месяц.(руб)

(За 1 лампу)

Лампа накаливания

100 вт\ч

500 вт

15000 вт=15 квт

20 коп

Энергосберегающая лампа

40 вт\ч

200 вт

6000 вт=6 квт

20 коп

  1. 15*6 * 20= 18 (р) – стоимость э\энергии за 6 ламп накаливания
  2. 6*6 * 20= 7(р) 20 (к) – стоимость э\энергии за 6 э\сберегающих ламп.
  3. 18 – 7 .20=10(р) 80(к) - экономия за месяц.

Шкала оценивания:

  1. – 1 б.
  2. - 3 б.
  3. - 3 б.

Максимально – 7 баллов.

 

свернуть
поделиться в: