Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Стародорожского райисполкома
Государственное учреждение образования
Средняя школа №2 г.Старые Дороги
4. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников - и благополучных, и детей группы риска - ушли с собрания с верой в своего ребенка.
свернутьОсновные направления работы школы с семьей:
Формы и методы работы с родителями
Индивидуальные:
Групповые:
Массовые:
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
В РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ И ДЕТЬМИ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
Администрация
Преподаватели
Педагог социальный
Педагог-психолог
Классный руководитель
АЛГОРИТМ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ(ПРИ УСЛОВИИ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ ОБЕИХ СТОРОН)
Этапы
|
Средства
|
1. Получение первичной информации о семье и об отношении к воспитанию |
Наблюдение Анкетирование Тестирование Беседа |
2. Выявление реальных возможностей улучшения обстановки в семье |
Анкетирование Беседа |
3. Установление контакта с родителями, другими членами семьи, которые могут повлиять на обстановку в семье |
Консультации Тренинги Тренинговые упражнения |
4. Разработка конкретного поэтапного плана совместных действий в преодолении недостатков семейного воспитания |
Консультации Совместное планирование Беседы Текущие наблюдения |
5. Прогнозирование позитивных результатов взаимодействия для ребенка, его родителей, членов семьи |
Беседы Обсуждение литературы |
6. Согласование воспитательных действий семьи и школы, их периодическая корректировка, анализ и контроль |
Консилиум Наблюдение Беседы Анкетирование |
7. Демонстрация положительных сдвигов, даже не очень существенных, эмоциональная поддержка родителей |
Беседа Тестирование |
8. Координация действий школы, административных органов по защите прав ребенка в случае необходимости |
Письма Ходатайства |
ОСНОВНЫЕ
ТИПЫ НЕПРАВИЛЪНОГО ВОСПИТАНИЯ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ
ВЛИЯНИЕ НЕПРАВИЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ НА ПОВЕДЕНИЕ И ХАРАКТЕР ПОДРОСТКА
Типы неправильного воспитания
|
Словесная характеристика
|
Способ обращения с детьми
|
Последствия
|
I.Гиперпротекцня
|
«Делаю все для ребенка, всего себя посвящаю ему»
|
Ограничение его самостоятельности
|
Замедленная социализация, неспособность проявить самостоятельность, инфантильность
|
II. Гипопротекпия
|
«Не хочу иметь такого ребенка»
|
Никогда не хвалят, отсутствует система поощрений, часто ругают
|
Подавление желаний, неуверенность в себе, страх
|
III. Условия социального отвержения
|
«Ненавижу всех детей», « не стану из-за них расстраиваться»
|
Отчуждение, избегание контактов, жесткие поступки
|
Агрессивность, замкнутость, замедленное эмоциональное развитие
|
IV. Условия жестких взаимоотношений
|
«Делай, что хочешь, только оставь меня в покое»
|
Отсутствие внимания и интереса к увлечениям и переживаниям детей
|
Агрессия, асоциальное поведение
|
V. Условия повышенной моральной ответственности |
«Ты мне надоел, от тебя все мои несчастья»
|
Частые наказания, побои |
Высокий уровень агрессивности, серьезные нарушения межличностных отношений |
Примерная схема анализа особенностям и недостатков семейного воспитания учащихся
I.Общая характеристика семьи:
II. Особенности семейного воспитания:
III. Недостатки семейного воспитания (назвать).
IV. Причины недостатков:
План собеседования с классным руководителем
Цель: изучение особенностей семейного воспитания.
1. Количество учащихся ____
из них: мальчиков ___
девочек__________
2. Неполные семьи (фамилии)
3. Неблагополучные семьи (фамилии, с указанием проблемы)
4. Многодетные семьи (состав, возраст детей)
5. Учащиеся, имеющие склонность к правонарушениям, педагогически запущенные (фамилии)
6. Учащиеся, склонные к пропускам уроков (фамилии)
7. Неуспевающие - слабоуспевающие (фамилии)
8. Учащиеся, склонные к употреблению спиртных напитков (фамилии)
9. Курящие (фамилии) -
10. Учащие, имеющие особые склонности, способности (фамилии)
11. Меры, принимаемые к недисциплинированным учащимся. Результаты
12. Работа с неуспевающими - слабоуспевающими
13. Ведение дневника наблюдений за «трудными»
14. Работа с родителями (беседы, рейды родительского комитета, письма на работу, Совет профилактики и др.).
ЗАПОВЕДИ ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА,
ПРЕДЛОЖЕННЫЕ РОДИТЕЛЯМ, ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ
НЕДОСТАТКОВ И ОШИБОК В ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКОВ
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Если тебе нужно посоветоваться с кем-либо из взрослых, кого бы ты выбрал и почему?
2. Скрываешь ли ты что-то от родителей?
3. Как относятся к тебе родители?
4. Что тебе нравится в твоих родителях?
5. Что ты хотел бы изменить в их характере?
6. Если бы ты мог, что бы ты сделал для своих родителей?
7. Что тебе больше всего запомнилось в нравоучениях родителей?
8. Ходил ли ты с родителями в театры, музеи, на выставки, в цирк или на концерты? Когда это было?
9. Есть ли у вас семейные традиции?
10.Кто в семье главный?
11 .Какое участие родители принимают в твоей учебе?
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Посещаете ли Вы родительские собрания? Почему?
2. Что нравится или не нравится на родительских собраниях? Почему?
3. Что Вы ждете от родительских собраний?
4. Помогают ли Вам родительские собрания в воспитании Ваших детей?
5. Бываете ли Вы в школе по собственной инициативе? Беседуете ли Вы с преподавателями о Вашем ребенке?
6. Какие чувства вызывают у Вас классный руководитель, педагоги Вашего ребенка?
7. Всегда ли классный руководитель, могут уделить Вам достаточно времени для беседы?
8. Что для Вас более приемлемо: родительское собрание или индивидуальная беседа с классным руководителем? Почему?
9. Обсуждаете ли Вы дома с детьми действия преподавателя? В какой форме?
10. Считаете ли Вы возможным обсуждение Ваших действий с преподавателем в присутствии детей?
Структура взаимодействия
семьи, школы, общественности в социализации детей
Целью воспитания (в контексте Кодекса об образовании, ст. 18) является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.
Задачами воспитания являются:
Реализация этих задач предполагает: