Материалы в помощь классному руководителю

Шестой день недели – суббота – является органичной частью целостной учебно-воспитательной системы школы. Одной из важных задач, стоящих пред педагогическим коллективом школы, является эффективная организация воспитательной работы в шестой школьный день недели. Она планируется и проводится в соответствии с общешкольным планом работы школы, органично дополняя и продолжая его. Особое внимание уделяется проведению в субботу физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.  

Методические материалы Академии последипломного образования по организации шестого школьного дня

 

 

Формы проведения информационных часов

17.01.2020
развернуть

Формы проведения обзорных информационных часов

«Информ-дайджест» – еженедельная «пятиминутка» со свободным выбором тем. Каждый из учащихся, предварительно проанализировав общественно-политические события за минувшую неделю, знакомит группу с наиболее интересными и значимыми материалами из прессы, информационных радио- и телепередач.

«Спрашивали – отвечаем» – форма обзорного информационного часа по заранее отобранным, наиболее актуальным проблемам. Предварительно собираются сведения у учащихся о том, какие события современной жизни их заинтересовали более всего. Полученные вопросы распределяются между учащимися в группе, затем подбирается материал и готовятся выступления.

«Информация +» – это ознакомление учащихся с событиями в стране и за рубежом по определенной схеме:

  • внутренняя и внешняя политика Республики Беларусь;
  • тенденции развития России и стран Содружества;
  • события в странах дальнего зарубежья;
  • новости науки, культуры, экологии, здравоохранения, спорта.

«+» указывает на то, что помимо изложения материала по теме выступающий предусматривает демонстрацию наглядного материала, комментирует сообщение, обменивается мнениями с группой.

Тематический информационный час – более глубокое обсуждение какой-либо злободневной проблемы, цель которого – выявление проблем, актуальных с точки зрения молодежи; пробуждение творческого поиска при подборе материала, достойного внимания сверстников.

Направления в таком случае не распределяются, но обязательной является подготовка каждого учащегося по наиболее заинтересовавшему его событию. Особое внимание стоит заострить на этапе подготовки. Определение темы — один из наиболее важных моментов подготовки тематического информационного часа. Важнейшее требование — актуальность информативного материала, т.е. связь его с ведущими проблемами молодежи, государства, мировой общественности. Тематику планируемого информационного часа желательно обсуждать вместе с учащимися. Необходимо использовать наиболее действенные формы и методы подачи информации. По необходимости, куратором разрабатываются вопросы, позволяющие конкретизировать тему, определяются персональные и коллективные задания для учащихся, уточняется порядок проведения тематического информационного часа. В роли ведущего может выступать как сам куратор, так и один из учащихся (в зависимости от темы и формы проведения), лучше — лидер группы, способный с легкостью увлечь сверстников, сфокусировать их внимание на определенной проблеме. Успех во многом зависит и от вовлечения всех учащихся в обсуждение вопросов, обмена мнениями по обсуждаемой тематике, присутствия компетентных гостей. Очень важно также научить студентов самостоятельно выделять главное в предлагаемом материале. Целесообразно, чтобы круг участников тематического информационного часа не ограничивался рамками учебной группы. Встречи с интересными людьми, обсуждение злободневных событий в мире – повод объединить за «круглым столом» несколько групп, преподавателей. Все это является серьезной предпосылкой активного вовлечения молодежи в политическую, социально-экономическую и культурную жизнь государства.

Формы проведения тематических информационных часов

«Беседа «за круглым столом» – форма изучения актуальной социальной проблемы с присутствием компетентного лица по проблеме и активным вовлечением студентов в дискуссию. Проблема для освещения на тематическом информационном часе может быть продиктована последними событиями в мире или предложена самими студентами. Информация по теме может быть изложена или самим гостем (историком, юристом, экологом, депутатом), или лидером учебной группы, способным с легкостью пробудить интерес к событию и создать обстановку раскрепощенного обмена мнениями. В процессе беседы также возможен просмотр видеофрагмента по проблеме. После этого учащиеся дополняют сообщение с мест, задают вопросы, организуется коллективный анализ проблемы и активный обмен мнениями. В заключение формулируются выводы по теме.

«Политическая дискуссия»– тематический информационный час с целью исследования проблемных и спорных политических вопросов. Участники заранее делятся на группы, имеющие разные или противоположные мнения. Для дискуссии характерны тщательная теоретическая подготовка участников и обстоятельный анализ аргументации противоположной концепции. В результате коллективного творческого мышления учащиеся формируют умение анализировать политическую жизнь, видеть противоречия действительности и находить пути их решения.

«Как это было» – форма тематического информационного часа, анализирующая одно из значимых событий по примеру одноименной телепередачи. Большая роль отводится ведущему, который дает основные исторические и политические справки, представляет гостей и организует диалог. Выступления должны быть краткими (3—5 мин) и посвящены конкретному факту, позволяющему углубить и разнообразить знания слушателей. Рекомендуется использование видеоматериалов, фотоиллюстраций и т. п.

«Годы и люди» – тематический информационный час, посвященный биографиям, профессиональным достижениям деятелей культуры, политики, экономики, спорта у нас в стране и за рубежом.

«Пресс-конференция» – форма информационного часа с элементами ролевой игры. Участники пресс-конференции — «журналисты» и «фотокорреспонденты» – берут интервью у докладчика, выступающего в роли политика, ученого, деятеля искусства и т. д. Пресс-конференции способствуют расширению кругозора по изучаемому материалу, более осознанному подходу к нему, формируют собственное отношение к проблеме, умение защищать свою точку зрения.

«Тематический блиц-опрос» – представляет собой собственные видеосюжеты учащихся по определенной тематике для последующего обсуждения: «корреспондент» в присутствии «оператора» с видеокамерой проводит в многолюдном месте своего учебного заведения (в холле, столовой и т.п.). Вопросы готовятся заранее, а респондентами могут являться как учащиеся, так и сотрудники учебного заведения, случайные посетители. Результат состоит в том, что приходится невольно вникнуть в проблему, согласиться или поспорить с высказанным мнением. Подобное начало информационного часа, привлекая внимание учащихся к обсуждаемой теме, является благодатной почвой для последующего всестороннего исследования поставленной проблемы, побуждает к поиску и аргументированию собственного мнения.

«Пресс-турнир» – форма информационного часа, позволяющая активизировать интерес к периодическим изданиям, расширять кругозор по различным проблемам общества, выделять главное из различного рода информации. Для проведения пресс-турнира учащиеся делятся на группы, представляющие различные пресс-центры. Они могут быть посвящены определенным темам (рубрикам), а могут представлять конкретные издания. Во время подготовки каждая команда изучает свои издания, обдумывает вопросы для других команд (можно выпускать бюллетени по своей тематике – подборку наиболее интересных материалов, чтобы представители других команд имели возможность ответить на их вопросы), а также готовится к выступлению.

«Информационный журнал» – форма устного журнала, цель которого состоит в обобщении информации за определенный период времени о важнейших событиях политической, социально-экономической и другой жизни нашей страны и за ее пределами. В информационном журнале могут быть следующие странички: «Политическая», «Экономическая», «Новости искусства», «Спортивная» и другие (выбор определяют сами учащиеся или в зависимости от представленной тематики в информационном сборнике).

«Семинар-информация» – форма информационного часа, предполагающая выступления по каким-либо интересующим всех вопросам,в ходе которого обязательно присутствуют обмен мнениями, обсуждение,споры. На такой семинар могут быть приглашены компетентные лица.

«Брейн-ринг» – форма для проведения тематического информационного часа по определенной тематике, наиболее актуальной в данный период времени. Например, «Права молодежи в Беларуси», «Конституция Республики Беларусь. Основы конституционного строя» и другие. Игра представляет собой состязание в быстроте мышления, сообразительности. Само название «брейн-ринг» (англ. брейн – мозг, рассудок) говорит о том, что игроки на площадке (ринге) собираются для состязания в знаниях, в умении быстрее соперника найти правильный ответ. Вопросы для игры должны быть краткими, понятными, не требующими длительного обсуждения.

«Турнир-викторина» – состязание двух или нескольких команд, каждая из которых коллективно готовит вопросы для других команд по определенной тематике. Она сочетает в себе особенности турнира (команды по очереди атакуют и обороняются) и викторины (ищут и задают вопросы, занимательные задания).

свернуть

Информация о посещении учащегося

19.09.2019
Информация о посещении учащегося
развернуть

Информация о посещении учащегося _______ класса 

ГУО «Средняя школа №2 г. Старые Дороги »

 

  1. ФИО н/л ____________________________________________________________________________________________

Дата рождения _________________________________________________________________________________________

Дом, адрес _________________________________________ Моб. телефон (с кодом) ______________________________

 

  1. Категория семьи: ____________________________________________________________________________________

                                                         (полная, неполная, малообеспеченная, опекунская, многодетная, родитель-инвалид, ребёнок-инвалид)

ФИО отца _____________________________________________________________________________________________

Место работы, должность _______________________________________________________________________________

Моб. телефон (с кодом) __________________________________________________________________________________

ФИО матери ___________________________________________________________________________________________

Место работы, должность _______________________________________________________________________________

Моб. телефон (с кодом) __________________________________________________________________________________

ФИО опекуна, отчима, мачехи ___________________________________________________________________________

Место работы, должность _______________________________________________________________________________

Моб. телефон (с кодом) __________________________________________________________________________________

ФИО братьев, сестер (до 18-ти лет, жизнеустройство)

 ______________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

В квартире так же проживают (кем являются)

______________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

Семья проживает в ___ комнатной квартире, где занимает ___ комнат

  1. Условия жизни и воспитании обучающегося:

3.1.         Санитарно-гигиеническое состояние жилого помещения:

3.1.1.      Удовлетворительное. Замечаний нет

3.1.2.      Неудовлетворительное

3.2.         Условия для отдыха:

3.2.1.      Занимает отдельную комнату, где есть все необходимое для жизнедеятельности

3.2.2.      Делит комнату с родителями, где ребенок имеет отдельное спальное место

3.2.3.      Делит комнату с братом (сестрой), где ребенок имеет отдельное спальное место

3.2.4.      Делит комнату с бабушкой (дедушкой), где ребенок имеет отдельное спальное место

3.2.5.      Иное___________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

  1. Обеспеченность ребенка предметами первой необходимости:

4.1.         Одежда, обувь по сезону

4.2.         Предметы личной гигиены

4.3.         Рабочее место, школьные принадлежности

4.4.         Компьютер, планшет

4.5.         Наличие развивающих игр, книг

  1. Сотрудничество родителей с учреждением образования, классным руководителем:

6.2.1.      Посещают родительские собрания, сотрудничают с классным руководителем

6.2.2.      Посещают школу индивидуально, сотрудничают с классным руководителем

6.2.3.      Не сотрудничают со школой, игнорируют информацию классного руководителя

  1. Вывод:

о Условия жизни и воспитания ребенка удовлетворительные; критерии социально опасного положения не выявлены.

о Условия жизни и воспитания ребенка требуют дополнительного внимания.

Справочно. Наличие пожарного извещателя:

 

  1. В наличии
  2. Отсутствует Рекомендовано поставить

 

Классный руководитель__________________________________________________             ___________________

 

Ознакомлен(а) (подпись одного из родителей) ___________________________________                    __________________

 

Дата____________________2019

свернуть

Примерная схема изучения воспитательного потенциала семьи

14.10.2019
Примерная схема изучения воспитательного потенциала семьи
развернуть

 

  1. Образование родителей.
  2. Культурный уровень родителей (наличие библиотеки дома, посещение театров, музеев и т.д.).
  3. Уровень педагогических знаний родителей (высокий, средний, низкий).
  4. Кто из членов семьи наиболее авторитетен у ребенка, почему?
  5. Отношение родителей и старших членов семьи к ребенку (внимательное, заботливое, чуткое или равнодушное, грубое, из любви к ребенку потакают его прихотям).
  6. Характеристика приемов воспитательного воздействия на ребенка, сложившихся в семье (единство требований в семье к ребенку со стороны старших членов семьи, приучение его к труду, воспитание культуры поведения и т.д.).
  7. Какие обязанности выполняет в семье ребенок.
  8. Соблюдает ли режим дня.
  9. Кто и в какой степени помогает и контролирует выполнение домашнего за­дания
  10. Как организовано общение учащегося в семье во время досуга, летнего отдыха, отпуска родителей.
  11. Отношение родителей к школе (положительное, равнодушное, негативное).
  12. Связь семьи со школой (систематическая, эпизодическая, интересуются состоянием воспитания детей в школе, проявляют активность в оказании помощи ей, проявляют инициативу или равнодушно выполняют работу лишь по просьбе учителей, руководителей школы, вообще не считают нужным принимать участие в воспитании детей).
  13. Как выполняет семья требования школы (родители прислушиваются к советам и требованиям учителя, равнодушно относятся к ним, отрицательно воспринимают их).
  14. Участие родителей в общественной деятельности (активное, равнодушие, пассивное).
свернуть

Функции классного руководителя

10.10.2019
Функции классного руководителя
развернуть

 

Примерные функции классного руководителя (педагога) по выполнению

Декрета Президента «О дополнительных мерах по государственной защите несовершеннолетних в неблагополучных семьях» №18 от 26 декабря 2006г.

 

 

  1. Обследует все семьи учащихся (воспитанников) класса, группы

для составления социального паспорта класса, учреждения образования.

 

  1. Выявляет несовершеннолетних, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, работает по индивидуальному плану с семьями.

 

  1. Выявляет нарушения прав и интересов детей и дает информацию педагогу социальному (общественному инспектору по защите прав детей) о  социально опасном положении несовершеннолетнего.

 

  1. Участвует вместе с педагогами СППС учреждения образования в социальном расследовании и составлении Плана помощи несовершеннолетнему и Плана по защите прав несовершеннолетнего.

 

  1. Участвует в реализации Планов в соответствии с функциональными обязанностями: посещает семьи, дает рекомендации по вопросам воспитания и обучения, контролирует их выполнение, ведет соответствующие записи – дневник классного руководителя, письменные заключения, письменные рекомендации, акты.

 

  1. Информирует педагога социального (общественного инспектора по охране детства) об изменениях в семье и поведении ребенка, обсуждает с ним предполагаемые действия.

 

  1. Участвует в принятии решения по судьбе несовершеннолетнего, выносит вопросы по семьям, оказавшимся в социально опасном положении на Совет профилактики или педсовет.

 

  1. Несет ответственность за несвоевременность выявления семейного неблагополучия, за достоверность и конфиденциальность информации.

 

  1. Принимает участие в патронате семьи (после возвращения ребенка).
свернуть

СХЕМА самоанализа внеклассного мероприятия

08.10.2019
СХЕМА самоанализа внеклассного мероприятия
развернуть
  1. Название мероприятия (тема классного часа)____________________________________________________
  2. Дата проведения__________________________________________
  3. Место проведения_________________________________________
  4. Кто проводит (ФИО классного руководителя)____________________________________________
  5. Состав группы обучающихся (класс) ________________________
  6. Какие воспитательные, образовательные, развивающие цели ставились на мероприятии? __________________________________________________________________________________________________________________

-Как учитывались возможности класса и отдельных обучающихся? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-Каковы ожидаемые результаты (каких изменений  во взглядах, в поведении обучающихся планировалось достичь при подготовке внеклассного мероприятия) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Самоанализ с точки зрения этапов подготовки внеклассного мероприятия.

-Сколько ребят было охвачено при подготовке к мероприятию? ______________________________________________________________________________________________________________________________

-Какая работа проведена с активом класса? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-Кто из учителей, родителей, общественности привлекался при подготовке классного часа? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Самооценка (для краткого самоанализа классного часа)

 -Достигнуты ли поставленные цели? Почему Вы так считаете? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-Выявлены ли какие-либо недостатки? Какие? Причины недостатков?  ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-Есть ли желание, (смысл) продолжить работу в данном направлении? (перспективы)  ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

свернуть

Занятость учащихся

12.09.2019
Занятость учащихся
развернуть

Занятость учащихся (кружки,секции,факультативы)

№ ,ФИО

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

1.

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

8.

 

 

 

 

 

 

9.

 

 

 

 

 

 

10.

 

 

 

 

 

 

11.

 

 

 

 

 

 

12.

 

 

 

 

 

 

13.

 

 

 

 

 

 

14.

 

 

 

 

 

 

15.

 

 

 

 

 

 

16.

 

 

 

 

 

 

17.

 

 

 

 

 

 

18.

 

 

 

 

 

 

19.

 

 

 

 

 

 

20.

 

 

 

 

 

 

21.

 

 

 

 

 

 

22.

 

 

 

 

 

 

23.

 

 

 

 

 

 

24.

 

 

 

 

 

 

25.

 

 

 

 

 

 

26.

 

 

 

 

 

 

27.

 

 

 

 

 

 

28.

 

 

 

 

 

 

29.

 

 

 

 

 

 

30.

 

 

 

 

 

 

31.

 

 

 

 

 

 

 


 

свернуть

Циклограмма работы классного руководителя

05.09.2019
Циклограмма работы классного руководителя
развернуть

Ежедневно: контроль посещаемости (сдача рапортички, немедленное выяснение причин отсутствия); контроль внешнего вида; организация дежурства    по    классу;     работа    с    классным журналом; организация питания (оформление заявки на питание, контроль питания класса, внесение в базу сведений об учащихся, получивших питание за родительскую оплату, внесение в ведомость питания в столовой учащихся-спортсменов

 

Еженедельно:       проведение       классных       часов, информационных часов; проверка дневников; проведение ОПТ; контроль успеваемости; контакты с учителями-предметниками; заполнение в школьном блоге плана работы в шестой школьный день (до среды);       индивидуальные     беседы с детьми, мониторинг самоуправления класса.

Ежемесячно:  проведение родительских собраний, дней открытых дверей; мониторинг успеваемости; мониторинг организации питания; в 8-11 классах проведение единого дня информирования «ШАГ» (каждый четвертый четверг месяца);совместный анализ выполнения плана работы.

В   конце   каждой   четверти:   подведение  итогов четверти, оформление итогов четверти в журнале и дневниках; доведение до учащихся и законных представителей плана работы на каникулах; составление отчета об успеваемости и посещаемости.

В течение учебного года: составление планов воспитательной работы на четверть исходя из целей и задач школы и класса, анализа воспитательной работы в классе за предыдущий учебный год и в соответствии с предложенной сеткой плана (предполагаемая работа на каникулах входит в план воспитательной работы на четверть); составление социально-педагогической характеристики класса (поддерживается в актуальном состоянии в течение года, корректируется при необходимости); проведение родительских собраний или родительских университетов; подведение итогов года, предоставление необходимой информации в учебную часть; работа с документацией: заполнение личных дел, журнала; составление плана работы в

период каникул. 

 

 

свернуть

Схема написания анализа воспитательной работы за год

04.09.2019
Схема написания анализа воспитательной работы за год
развернуть

(написать по данной форме с выводами, проблемами, задачами на новый учебный год)

  • Результаты решения воспитательных задач прошедшего года;
  • Правильность выбора основных направлений, содержания, форм и методов работы, средств педагогического влияния, приемов включения учащихся в деятельность
  • Анализ развития учащихся в классе:
  • уровень воспитанности, интеллектуальное и физическое развитие,
  • развитость познавательных интересов и творческих способностей
  • уровень знаний, умений и навыков учащихся, их успеваемость (сравнение с результатами прошлого года),
  • адаптированность к современной жизни, развитие самостоятельности, развитие самоопределения и самовоспитания
  • успехи и достижения класса в творческой, спортивной деятельности
  • учащиеся группы риска (их индивидуальные особенности, потребности, ведущие мотивы поступков; влияние на них ближайшего социального окружения; наиболее действенные приемы работы с ними; задачи воспитания и коррекции поведения этих учащихся; прогноз дальнейшей социализации этих учеников).
  • Особенности отношений учащихся класса с окружающим их социумом, изменения в этих отношениях, факторы повлиявшие на эти изменения
  • Основные ценностные ориентации учащихся класса (отношение к людям, товарищам, труду, учебе, школе)
  • Какова степень влияния ближайшего социального окружения (родителей, сверстников), занятий в кружках, секциях и др. объединениях на процесс воспитания и результат социализации школьников?
  • Анализ развития коллектива класса:
  • социально-психологический микроклимат в классе. Какие факторы влияют на формирование этого климата (взаимоотношения мальчиков и девочек, доброжелательность, коллективизм); преобладающее отношение учащихся к учителям и школе, особенности общения в классном коллективе.
  • Степень включенности учащихся в жизнедеятельность класса
  • Развитие активности учащихся(инициативность, творчество, организованность, самостоятельность, участие в самоуправлении класса)
  • Анализ организации и эффективности воспитательной работы в классе: Что из содержания воспитательных мероприятий было принято учащимися наиболее охотно? В каких делах они участвовали с наибольшим удовольствием? В каких проявили себя активными организаторами? В каких были пассивными? Почему? Какая деятельность положительно влияла на формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к учебе и труду? Какие совместные дела способствовали сплочению коллектива? Какие методы воспитательного воздействия, формы работы и средства педагогического влияния наиболее положительно повлияли на развитие учащихся?
  • Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы:
  • - участие в школьных мероприятиях;
  • участие в школьном самоуправлении, детских общественных организациях, работе кружков, секций, клубов; влияние этой деятельности на воспитание
  • анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся
  • анализ взаимодействия с другими взрослыми: педагогами, медицинскими, социальными работниками, представителями других сфер Какие методы педагогического взаимодействия взрослых были наиболее эффективными?
  • Выводы
  • Приложения: результаты итоговых диагностических исследований, анкетирования, сведения о проведении и результатах отдельных мероприятий, акций или отдельных периодов жизни классного коллектива

 

 

свернуть

Социально-педагогическая характеристика класса

01.10.2019
Социально-педагогическая характеристика класса
развернуть
Социально-педагогическая характеристика класса

(примечание: заполняется на начало и конец учебного года, для вновь назначенных классных руководителей заполняется на конец первой четверти)

         рекомендации по составлению характеристики класса:

  1. Общие сведения о классном коллективе. История его формирования.
    • Количество учащихся
    • Из них мальчиков, девочек
    • Возрастной состав
    • Были ли слияния с другими классами, есть ли прибывшие ученики (из каких школ)
    • Смена классного руководителя

 

  1. Содержание и характер учебной деятельности:
  • Общая характеристика успеваемости, дисциплины
  • Наличие контроля за оценками отдельных учеников
  • Дисциплина на уроках, кто нарушает?
  • Пропуски уроков

 

  • Жизнь класса вне учебных занятий:
  • Интерес к кружкам, экскурсиям, коллекционированию и т.д.
  • Участие классного коллектива в общешкольной жизни
  • Проявление сознательной дисциплины
  • Влияние на класс родительской общественности
  • Общественно полезный труд в классе, школе

 

  • Руководство классным коллективом и его организацией
  • Актив класса, его работа (выделить лучших)
  • Участие в школьных мероприятиях
  • Наличие неформальных лидеров, причины их влияния на класс
  • Наличие отверженных

 

  1. Взаимоотношения внутри коллектива:
  • Степень сплоченности
  • Проявление взаимной требовательности, чуткости, взаимопомощи
  • Наличие или отсутствие группировок
  • Особенности взаимоотношения между мальчиками и девочками
  • Эмоциональное неблагополучие отдельных детей

 

  1. Общие выводы
  • Уровень развития коллектива
  • Характер общего эмоционального климата в коллективе
  • Дисциплинированность
  • Определение основных недостатков в организации жизни коллектива

               Характеристика должна содержать достаточное количество обоснованных конкретных педагогических выводов, учитывающих специфику данного коллектива.

 

свернуть