Нормативные документы и методические рекомендации

Об организации классного руководства в учреждениях общего среднего образования

02.09.2019
развернуть

Секреты проведения родительского собрания

18.10.2019
развернуть
Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю.
1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.
2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.
3. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.
4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.
5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.
6. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.
7. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.
8. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.
9. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.
10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.
  
Правила поведения классного руководителя на родительском собрании:
1. Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.
2. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.
3. Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.

4. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников - и благополучных, и детей группы риска - ушли с собрания с верой в своего ребенка.

свернуть

Воспитательная работа и защита прав детей, находящихся в социально опасном положении

12.09.2019
развернуть

Основные направления работы школы с семьей:

  • Изучение нравственного, психологического климата в семье, нравственного благополучия, материального благосостояния.
  • Социальная защита детей, оказавшихся в неблагоприятных, конфликтных ситуациях.
  • Взаимодействие с государственными и общественными организациями по оказанию помощи детям и их семьям.
  • Обследование семей классным руководителем, членами  социально-психологической службы.
  • Составление классным руководителем, социальным педагогом индивидуального плана работы с семьей.
  • Привлечение специалистов к работе по данной программе (врача-нарколога, работников правоохранительных органов, социальных служб города и др.).
  • Реализация программы через индивидуальную работу с каждой неблагополучной семьей.
  • Вовлечение членов неблагополучных семей и родительской общественности в работу  «педагогического клуба» для родителей.
  • Вовлечение родительской общественности в мероприятия школы и дежурство родительского патруля.
  • организация досуга и отдыха  «Мама, папа, я...»
  • работа с малообеспеченными, многодетными семьями и семьями безработных, с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями

Формы и методы работы с родителями

 Индивидуальные:

  • консультации;
  • беседы;
  • наблюдения;
  • интервью;
  • телефон доверия;
  • почта доверия;
  • посещение семьи;
  • метод независимых характеристик;
  • приглашение  родителей  в  школу к  классному руководителю,  педагогу-психологу, педагогу социальному, директору, на Совет профилактики, на Совет по охране прав детства, педсовет;
  • обращение в учреждения по оказанию помощи школе - письма на работу;
  • обращение в учреждения района (приглашение родителей на комиссию по делам несовершеннолетних).

Групповые:

  • вовлечение в просветительную работ;
  • родительские лектории;
  • оказание     помощи     родителям     в     профилактической     работе     и трудоустройстве подростков;
  • организация тренингов общения.

Массовые:

  • проведение семейных праздников;
  • проведение национальных праздников;
  • распродажа сувениров, поделок, акции «Милосердие» и т.п.;
  • проведение школьных мероприятий.
  •  ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

    В РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ И ДЕТЬМИ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

    Администрация

    1. Создание условий для работы социально-психологической службы, подбор кадров, распределение обязанностей.
    2. Планирование, принятие управленческих решений, координация действий преподавателей, кл.руководителей, социальных педагога и педагога-психолога в работе с неблагополучными семьями.
    3. Анализ и контроль результативности работы.
    4. Работа общешкольного родительского комитета.
    5. Организация и проведение психолого-педагогического всеобуча родителей по предупреждению семейного неблагополучия.
    6. Организация и работа консультационного пункта для родителей по педагогизации обстановки в семье и преодолению последствий неправильного воспитания.
    7. Организация работы Клуба выходного дня для детей из неблагополучных семей.

    Преподаватели

    1. Создание на уроках благоприятных условий для усвоения учебного материала.
    2. Эмоциональная поддержка, создание ситуации успеха детям из неблагополучных семей.
    3. Организация поддерживающих занятий.
    4. Дифференцированный подход к домашним заданиям.

    Педагог социальный       

    1. Создать совместно с кл.руководителями банк данных о неблагополучных семьях и детях из неблагополучных семей, обучающихся в училище.
    2. Определить с помощью педагога-психолога причины семейного неблагополучия. Планировать работу с неблагополучными семьями.
    3. Выявить неблагополучные семьи, способные принять педагогическую помощь, планировать и проводить работу с ними вместе с кл.руководителями, педагогом-психологом.
    4. Выявить детей из неблагополучных семей, нуждающихся в поддержке и защите. Совместно с инспекторами ИДН, органами опеки решить вопросы защиты прав ребенка.
    5. Принимать участие в проведении психолого-педагогического всеобуча родителей по предупреждению семейного неблагополучия и неправильного воспитания.
    6. Принимать участие в работе консультационного пункта для родителей.
    7. Планировать работу Клуба выходного дня для детей из неблагополучных семей.
    8. Совместно с кл.руководителями вовлекать детей в клубы и кружки по интересам.

    Педагог-психолог

    1. Активно вести пропаганду психологических знаний среди преподавателей и кл.руководителей об особенностях и видах неблагополучных семей и типах неправильного семейного воспитания.
    2. Проводить консультационную работу с педагогами и родителями по установлению отношений партнерства и сотрудничества.
    3. Изучать неблагополучные семьи с помощью психологических методик, выявлять причины неблагополучия, устанавливать возможные пути улучшения обстановки в семье.
    4. Разрабатывать рекомендации по составлению плана совместных действий педагога-психолога, социального педагога и кл.руководителя  по преодолению недостатков воспитания в неблагополучной семье; прогнозировать позитивные результаты работы; анализировать результаты выполнения рекомендаций.
    5. Проводить диагностику личностного развития ребенка из неблагополучной семьи. Знакомить с полученными результатами социального педагога, кл.руководителя  с целью создания индивидуальной программы воспитания.

    Классный руководитель

    1. Создать   благоприятную   обстановку   в   классе  вокруг   учащегося   из неблагополучной семьи.
    2. Установить отношения партнерства и сотрудничества с неблагополучной семьей.
    3. Планировать работу с неблагополучными семьями.
    4. Создать    банк    данных    о    неблагополучных    семьях    и    детях    из неблагополучных семей, обучающихся в классе.
    5. Создавать и реализовывать индивидуальные программы воспитания детей из неблагополучных семей.
    6. Работать с учащимися группы по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.
    7. Быть инициатором создания индивидуальных программ обучения детей из неблагополучных семей.
    8. Вовлекать  ребенка  из  неблагополучной   семьи   в   кружки   и   клубы   по интересам, в том числе в занятость выходного дня.
    9. В случае необходимости быть инициатором активных действий по защите прав ребенка.

     АЛГОРИТМ

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

    С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ(ПРИ УСЛОВИИ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ ОБЕИХ СТОРОН)   

    Этапы

     

    Средства

     

    1. Получение первичной информации о семье и об отношении к воспитанию

    Наблюдение

     Анкетирование

     Тестирование

     Беседа

    2. Выявление реальных возможностей улучшения обстановки в семье

    Анкетирование

     Беседа

    3. Установление контакта с родителями, другими членами семьи, которые могут повлиять на обстановку в семье

    Консультации

    Тренинги

    Тренинговые упражнения

    4. Разработка конкретного поэтапного плана совместных действий в преодолении недостатков семейного воспитания

    Консультации

    Совместное планирование

    Беседы

     Текущие наблюдения

    5. Прогнозирование позитивных результатов взаимодействия для ребенка, его родителей, членов семьи

    Беседы

    Обсуждение литературы

    6. Согласование воспитательных действий семьи и школы, их периодическая корректировка, анализ и контроль

    Консилиум

     Наблюдение

    Беседы

    Анкетирование

    7. Демонстрация положительных сдвигов, даже не очень существенных, эмоциональная поддержка родителей

    Беседа

    Тестирование

    8. Координация действий школы,

    административных органов по защите прав ребенка в случае необходимости

    Письма

     Ходатайства

     ОСНОВНЫЕ

    ТИПЫ НЕПРАВИЛЪНОГО ВОСПИТАНИЯ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ 

    1. Гиперпротекция проявляется в мелочной опеке, жестком контроле за поведением, чрезмерном навязывании собственной воли.
    2. Гипопротекция проявляется в отсутствии внимания, интереса родителей к увлечениям и переживаниям подростка.
    3. Условия социального отвержения. Характеризуются жестким обращением или подчеркнутым вниманием к подростку, за которым скрывается полное равнодушие.
    4. Условия жестких взаимоотношений проявляются частыми наказаниями, побоями, истязаниями (физическими и моральными) за малейшие проступки и непослушание.
    5. Условия повышенной моральной ответственности возникают там, где родители ожидают или требуют от ребенка больших результатов, чем он может достичь.

    ВЛИЯНИЕ НЕПРАВИЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

    В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ НА ПОВЕДЕНИЕ И ХАРАКТЕР ПОДРОСТКА 

    Типы неправильного воспитания

     

    Словесная характеристика

     

    Способ обращения с детьми

     

    Последствия

     

    I.Гиперпротекцня

     

    «Делаю   все   для ребенка,       всего себя      посвящаю ему»

     

    Ограничение   его самостоятельности

     

    Замедленная     социализация, неспособность   проявить   самостоятельность, инфантильность

     

    II. Гипопротекпия

     

    «Не   хочу   иметь такого ребенка»

     

    Никогда   не   хвалят,    отсутствует система   поощрений, часто ругают

     

    Подавление              желаний, неуверенность в себе, страх

     

    III.            Условия социального отвержения

     

    «Ненавижу    всех детей»,  « не стану из-за    них    расстраиваться»

     

    Отчуждение,    избегание     контактов,          жесткие поступки

     

    Агрессивность,   замкнутость, замедленное    эмоциональное развитие

     

    IV.            Условия жестких взаимоотношений

     

    «Делай,           что хочешь,      только оставь    меня     в покое»

     

    Отсутствие    внимания и интереса к   увлечениям   и переживаниям детей

     

    Агрессия,             асоциальное поведение

     

    V. Условия повышенной     моральной     ответственности

    «Ты  мне  надоел, от тебя  все  мои несчастья»      

     

    Частые наказания, побои

    Высокий      уровень      агрессивности,    серьезные    нарушения межличностных отношений

    Примерная схема анализа особенностям и недостатков семейного воспитания учащихся

    I.Общая характеристика семьи:

    1.  Состав семьи: полная, формально полная, неполная.
      2. Характеристика    семьи:    гармоничная,    проблемная    (конфликтная, антипедагогическая, асоциальная, аморальная).
      3. Типовое состояние семьи:
    • эмоциональный комфорт;
    • тревожность;
    • эмоционально-психологический    дискомфорт    и    нервно-психическое напряжение.
    1.  Стиль семейного воспитания: либеральный, демократический, авторитарный, неустойчивый.
      5. Нарушения семейного воспитания:
    • доминирующая гиперпротекция;
    • потворствующая гиперпротекция
    • гипопротекция;       
    • эмоциональное отвержение;
    • жестокое обращение;
    • повышенная моральная ответственность.
    1.  Отношение к школе: поддерживают тесную связь, поддерживают контакты эпизодически, связи носят случайный характер, родители избегают контактов, противодействуют воспитанию.

    II. Особенности семейного воспитания:

    1.  Родители создают условия для правильного развития ребенка:
    • нормальные жилищно-бытовые условия;
    • организация места для занятий;
    • создание домашней библиотеки;
    • наличие игровых уголков;
    • контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима.
    1.  Родители развивают познавательные интересы ребенка:
    • вместе с детьми просматривают и обсуждают телепередачи;
    • читают книги, беседуют о прочитанном;
    • ходят с ними в театр, кино и т.п.;
    • поощряют любимые занятия ребенка и т.д.
    1.  Родители оказывают помощь в учении, организации домашнего труда.
    2.  Учащиеся имеют конкретные трудовые обязанности в семье.
    3.  Родители выполняют рекомендации педагогов по воспитанию ребенка.
    4. Семья помогает педагогу в организации учебно-воспитательной работы.
    5. Родители справляются с воспитанием ребенка.

    III. Недостатки семейного воспитания (назвать).

    IV. Причины недостатков:

    • неблагополучие семьи (микроклимат, здоровье);
    • отсутствие единых требований;
    • незнание психологических особенностей своего ребенка;
    • низкий     образовательный,     культурный,     психолого-педагогический  уровень родителей;
    • отсутствие контроля, безнадзорность, психическая депривация ребенка;
    • использование антипедагогических мер воздействия;
    • неправильная оценка ребенка, его идеализация;
    • невыполнение рекомендаций педагога;
    • неверие в возможности ребенка, в свои силы;
    • переоценка воспитательных возможностей семьи;
    • гиперпротекция;
    • другие причины (указать какие).

     План собеседования с классным руководителем 

    Цель: изучение особенностей семейного воспитания. 

    1. Количество учащихся ____        

    из них: мальчиков ___

    девочек__________

    2. Неполные семьи (фамилии)

    3. Неблагополучные семьи (фамилии, с указанием проблемы)

    4. Многодетные семьи (состав, возраст детей)

    5. Учащиеся,   имеющие   склонность   к   правонарушениям,   педагогически запущенные (фамилии)

    6. Учащиеся, склонные к пропускам уроков (фамилии)

    7. Неуспевающие - слабоуспевающие (фамилии)

    8. Учащиеся, склонные к употреблению спиртных напитков (фамилии)

    9. Курящие (фамилии) -

    10. Учащие, имеющие особые склонности, способности (фамилии)

    11. Меры, принимаемые к недисциплинированным учащимся. Результаты

    12. Работа с неуспевающими - слабоуспевающими  

    13. Ведение дневника наблюдений за «трудными»

    14. Работа с родителями (беседы, рейды родительского комитета, письма на работу, Совет профилактики и др.).

     ЗАПОВЕДИ ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА,

    ПРЕДЛОЖЕННЫЕ РОДИТЕЛЯМ,  ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ

    НЕДОСТАТКОВ И ОШИБОК В ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКОВ

    • Не унижайте достоинства подростка.
    • Не угрожайте ему.   
    • Не требуйте того, что не соответствует его возрасту
    • Не допускайте непоследовательности в требованиях.
    • Не требуйте от подростка немедленного повиновения.
    • Не морализируйте, не допускайте назойливых назиданий.
    • Не потакайте подростку.
    • Не опекайте его излишне.
    • Не вымогайте у него обещаний
    • Не лишайте его права оставаться подростком. 

     АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

    1. Если тебе нужно посоветоваться с кем-либо из взрослых, кого бы ты выбрал и почему?

    2. Скрываешь ли ты что-то от родителей?

    3. Как относятся к тебе родители?

    4. Что тебе нравится в твоих родителях?

    5. Что ты хотел бы изменить в их характере?

    6. Если бы ты мог, что бы ты сделал для своих родителей?

    7. Что тебе больше всего запомнилось в нравоучениях родителей?

    8. Ходил ли ты с родителями в театры, музеи, на выставки, в цирк или на концерты? Когда это было?

    9. Есть ли у вас семейные традиции?

    10.Кто в семье главный?

    11 .Какое участие родители принимают в твоей учебе?

     

    АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 

    1. Посещаете ли Вы родительские собрания? Почему?

    2. Что нравится или не нравится на родительских собраниях? Почему?

    3. Что Вы ждете от родительских собраний?

    4. Помогают ли Вам родительские собрания в воспитании Ваших детей?

    5. Бываете ли Вы в школе по собственной инициативе? Беседуете ли Вы с преподавателями о Вашем ребенке?

    6. Какие чувства вызывают у Вас классный руководитель, педагоги Вашего ребенка?

    7. Всегда ли классный руководитель,  могут уделить Вам достаточно времени для беседы?

    8. Что для Вас более приемлемо: родительское собрание или индивидуальная беседа с классным руководителем? Почему?

    9. Обсуждаете ли Вы дома с детьми действия преподавателя? В какой форме?

    10. Считаете ли Вы возможным обсуждение Ваших действий с преподавателем в присутствии детей?

     Структура взаимодействия

    семьи, школы, общественности в социализации детей

свернуть

Воспитательная работа

04.09.2019
развернуть

Целью воспитания (в контексте Кодекса об образовании, ст. 18) является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.

Задачами воспитания являются:

  • формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания личности на основе государственной идеологии;
  • подготовка к самостоятельной жизни и труду;
  • формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;
  • овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;
  • формирование культуры семейных отношений;
  • создание условий для социализации и саморазвития личности обучающегося.

Реализация этих задач предполагает:

  • формирование гражданственности, патриотизма, национального самосознания,  разнообразия   форм   информационно-пропагандистской   работы, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность государственной идеологии;
  • формирование нравственных идеалов, активной гражданской позиции через приобщение к духовному наследию и  культурно-историческим ценностям Республики Беларусь;
  • создание условий для социализации и саморазвития личности обучающегося,  воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленное на формирование у обучающегося потребности в само­развитии и социальном взаимодействии;
  • совершенствование работы с детскими и молодежными общественными объединениями и организациями по активному вовлечению учащихся в общественную жизнь школы;
  • формирование нравственной, эстетической и экологической культуры; направленной на приобщение учащегося к общечеловеческим и национальным ценностям;
  • создание необходимых условий для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья.  
свернуть
поделиться в: