Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Стародорожского райисполкома
Государственное учреждение образования
Средняя школа №2 г.Старые Дороги
Метапредметная тема: Знание и информация
Тема: Внешний угол треугольника
Метапредметная цель: сформировать понятие и вывести свойство внешнего угла треугольника в процессе отбора нужной информации путем применения ранее полученных знаний.
Цели урока:
Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала
Подготовительный этап
На доске написать 1) тему урока, 2) ключевые слова: внешние углы, смежные, вертикальные углы, 3) номера заданий, которые будут решаться на уроке, номера домашнего задания.
Ход урока
Сегодня у нас необычный урок.
Ребята, я всегда думала, что «Знание – сила». Но в интернете, в одной статье, прочитала, что этот афоризм сейчас потерял свою актуальность, в связи с появлением современных средств массовой информации. Зачем нужны знания, когда все можно найти в Интернете. И была, конечно, удивлена.
Вопрос классу:
− Как вы думаете, ребята, потерялось ли значение афоризма «Знание – сила»? (ответы учащихся)
− Согласны ли вы с мнением автора статьи?
Сегодня мы на уроке геометрии попробуем разобраться, действительно ли потерялось значение афоризма? Тема нашего урока «Знание и информация» (слайд 1). Эту тему мы рассмотрим на примере нового вида угла. Откройте тетради, запишите число и тему урока «Знание и информация», а тему по геометрии запишем чуть-чуть попозднее, оставьте строчку.
III. Актуализация знаний учащихся:
– Вы изучили, очень много видов угла. Давайте сейчас мы их вспомним (ответы учащихся)
– Молодцы, вы перечислили все виды углов. Те углы, которые вы назвали, нарисованы на листочках, которые лежат у вас на столе. (№ 1)
Задание классу: К каждому рисунку соотнесите название угла с правой стороны. Он зашифрован одной буквой. При правильном соотнесение у вас получится слово.
Слово «компьютеры»
С появлением компьютеров стало возможным получать поток «информаций». Вы сейчас тоже из множества информации выбрали необходимую, показали свои знания.
Цель: научиться из потока информации выбирать необходимую и преобразовать ее в знание.
Мы с вами повторили все виды углов, какие вы знаете. Но у вас остался еще один угол без названия, под № 10. Я выведу рисунок крупным планом на экран (слайд 2).
Вопросы по рисунку:
− Какие виды углов есть на рисунке?
− Назовите угол смежный с углом АСВ.
Где находится он по отношению к треугольнику?
У нас появляется новый вид угла. Как мы можем назвать его? Значит, тема, нашего урока по геометрии «Внешний угол треугольника» (слайд 3)
Попробуем дать определение внешнего угла треугольника, что такое внешний угол треугольника?
У вас на столах есть листочек (№ 2), на котором прописаны словосочетания и предложения (слайд 4).
Задание классу: Выбрать те словосочетания или предложения, из которых сложится определение внешнего угла треугольника. Записывать определение не нужно, нужно записать только цепочку из цифр, глядя одновременно на рисунок внешнего угла треугольника (слайд 5)
(Проверка и запись цепочки на доске у нескольких учеников)
Чтобы получить точное определение, я вам предоставляю один из видов информаций, цифровую: 1→3→6→8 (слайд 6). Используя цифровую информацию и логическую цепочку, сформулируем определение внешнего угла треугольника и запишем его в тетрадь. Прочитайте, что вы записали.
Чтобы убедиться, что мы получили правильное, точное определение, обратимся к учебнику. Сравним наше определение с данным в учебнике (работа с учебником)
Вопрос классу: Как вы думаете, сколько внешних углов имеет треугольник? (после ответа учащихся слайд 7)
Итак, ребята, получая определение внешнего угла треугольника, мы с вами думали, то есть включили мыслительную деятельность. А полученную информацию превратили в знание.
Вопрос классу: Как вы думаете, владея только информацией то есть определением внешнего угла треугольника, мы можем решать задачи. Нам этой информации достаточно? (ответы учащихся)
Значит, нам нужна еще «информация» о внешнем угле треугольника. А эту информацию мы получим в ходе выполнения лабораторной работы.
Задание классу: (парная работа)
На столах инструкция лабораторной работы
Все измерения записываете прямо на листочках в таблицу, а вывод – в тетрадь. (№ 3).
Вопрос классу: Прочитайте, какой вывод вы записали?
Мы с вами получили свойство внешнего угла треугольника
Внешний угол треугольника равен сумме двух углов, не смежных с ним (слайд №8).
Итак, выполняя лабораторную работу, мы использовали «информацию» для получения свойства внешнего угла треугольника, которую преобразовали в знание. Мы все говорим «информация», «знание». Как вы их понимаете?
Вопрос классу:
− Что такое информация? (слайд 9)
− Что такое знание? (слайд 10) (ответы учащихся)
Мы с вами применяли различные виды информации, старались выбирать необходимую. Правильно выбранную информацию использовали для получения определения и свойства внешнего угла треугольника. Значит, превратили ее в знание. А сейчас полученные знания будем использовать в ходе решения задач по готовым чертежам (слайды 11–14).
А сейчас вернемся к началу урока. Нужны ли знания в настоящее время? Потерялось ли значение афоризма: «Знание – сила»? Не всякая информация является знанием. Нужно правильно выбирать и применять ее. Знания сохраняются долго, мы можем использовать их в любое время, а информация приходит и уходит быстро. Знание – это клад, а умение учиться ключ к нему
VII. Домашнее задание
Гл. 4, § 20, № 195, 196, 197
VIIІ. Рефлексия (слайд 15)
Я на уроке узнал……………………. ……
Мне на уроке понравилось……………….
Меня удивило, что………………………..
В дальнейшем я …………………………
Я хочу закончить урок китайской мудростью (слайд 16).
Скажи мне – и я забуду; Покажи мне – и я запомню Дай сделать – и я пойму.
свернуть
Тема: Задачи на все действия с рациональными числами
(урок – исследование)
Цели урока:
Тип урока: закрепление знаний, полученных ранее.
Подготовительный этап: на доске написать: 1) тему урока; 2) законы действий с рациональными числами в виде формул; 3) номера домашнего задания; 4). « Обед без овощей – праздник без музыки».
Средства обучения
Ход урока
І. Организационно-мотивационный этап
Приветствую учащихся, выясняю, какие затруднения возникли у учащихся в процессе выполнения домашнего задания; учащиеся определяют правильность выполнения домашнего задания, пользуясь образцом, выведенном на слайде 1.
№ 301. а) х : 3,7 = − 5,04; б) – 2,8 ∙ m = − 0,98
х = 3,7 ∙ (− 5,04) m = − 0,98 : (− 2,8)
х = − 18,648 m = + 9,8 : 28
m = 0,35
Ответ: а) − 18,648; б) 0,35
№ 302.
а) 44 : (− 25) – (4,3 ∙ 0,8 – 3,7) = − 1,5
1) 4,3 ∙0,8 = 3,44; 2) 3,44− 3,7 = − (3,7 – 3,44) = − 0,26;
3) 44 : (− 25) = − 1,76; 4) − 1,76 –(− 0,26) = − 1,76 + 0,26 = − (1,76 − 0,26) = − 1,5.
б) .
1) ; 2) ;
3)
ІІ. Этап актуализации опорных знаний
− Сегодня мы поговорим о рациональном…. Как вы думаете о чем? Чтобы ответить на этот вопрос найдем зашифрованное слово с помощью выполнения действий с рациональными числами. Слайд 2
Тест
1. Вычислить 3 − 17 |
− 20 |
В |
− 14 |
П |
2. Возведите в квадрат (−5)2 |
25 |
И |
− 10 |
Ы |
3. Решите уравнение − 3 + х = − 19 |
− 16 |
Т |
− 21 |
Г |
4. Вычислить − 0,8 ∙ (− 6) |
− 1,4 |
И |
4,8 |
А |
5. Выполнить действия − |
− |
Н |
− |
С |
6. Найти значение выражения − 2,7: а, при а = − 0,09 |
− 3 |
Л |
30 |
И |
7. Выполните вычисления |
|
И |
|
Е |
(Питание)
ІІІ. Этап целеполагания
− Итак, разговор на уроке пойдет о рациональном питании и о задачах на все действия с рациональными числами.
− Рациональное питание – понятие, состоящее из множества компонентов, которое включает в себя знание о: 1) белках, 2) жирах, 3) углеводах,
4) калорийности, 5) режиме питания, 6) витаминах, 7) минеральных веществах.
Предлагаю учащимся отступить 4 клетки и записать дату, «Классная работа»
ІV. Операционно-познавательный этап
Задание 1. Из данных записей выберите верные и запишите в тетрадь.
Слайд 3
− 12 + (−2) = 10; − 5 : 0 = 0; − 0,9 : (− 0,1) = 90;
− 9 + 8 = − 1; − 3 ∙ (−8) = − 24; 0,2 – 0,7 = − 0,5;
9 ∙ (− 5) = 45; − 1 − ; 6 : (− 0,2) = 30;
5 – 9 = 5 + (−9); − 15 ∙ 2 = − 30; − 30 : (−5)= − 6.
Сколько получилось верных ответов? (5)
Содержание витаминов в 100г свежих овощей (мг)
|
Витамин С
(выработка устойчивости организма к инфекциям) |
Витамин А
(рост)
|
Витамин В1
(умственная работа)
|
Витамин В2
(способствует заживлению ран) |
Помидоры |
28 |
0,81 |
0,1 |
0,04 |
Огурцы |
14 |
4,6 |
0,06 |
0,01 |
Капуста |
43 |
0,04 |
0,15 |
0,04 |
Картофель |
10 |
− |
0,12 |
0,01 |
Морковь |
5 |
9,1 |
0,14 |
0,05 |
Чеснок |
23 |
− |
0,19 |
− |
Витамины не являются ни материалом для построения тканей организма, ни источником энергии. Тем не менее для организма человека они важны: без них не может осуществляться обмен веществ.
Витамины обозначаются большими латинскими буквами.
− Какова же суточная норма потребления витаминов для ребят вашего возраста? (Работа у доски.)
Задание 2. Суточная норма витамина С, мг: Слайд 5
Найдите значение выражения
Ответ: 50.
Задание 3 Суточная норма витамина В1, мг: Слайд 6
Решите уравнение
Ответ: 2.
Суточная норма витаминов для детей 10−15 лет: Слайд 7
С: 30 – 50 мг. В1:1 – 2 мг.
А: 3 – 5 мг. В2: 2 – 3 мг.
Витамин С
Этот витамин содержится во многих продуктах. Но есть овощ, который у нас называется «северный лимон».
Задание 4. Самостоятельно расшифруйте слово. Слайд 8
1. Вычислить − 78 + (− 80) |
−168 |
м |
− 158 |
к |
2. Сравните − 506 и − 509 |
> |
а |
< |
о |
3. Решите уравнение − 3а = |
− |
р |
− |
п |
4. Найти значение выражения (− 3 + 5) ∙ 7 |
14 |
у |
− 56 |
к |
5. Найдите значение произведения (− 1) ∙ (− 1) ∙ (− 1) ∙ (− 1) ∙ (− 13) |
− 1 |
о |
− 13 |
с |
6. Найдите разность − 7 − (−1,7) |
− 5,3 |
т |
− 8,7 |
в |
7. Найдите частное |
1,2 |
ь |
|
а |
(Капуста)
«Из всех овощей – первый» − таково было мнение о капусте древнеримского политического деятеля, полководца и писателя Марка Порция Катона Старшего. Древние римляне были уверены, что взрослые и дети, которые регулярно едят капусту, становятся особенно крепкими, а болезни обходят их стороной.
Кочан капусты – это кладовая витаминов. Пожалуй, нет ни одного из известных в настоящее время витаминов, который не был обнаружен в этом овоще. Особенно много в капусте витамина С, столько же, сколько в апельсинах и землянике. Свежая и квашеная капуста даже к весне сохраняет почти половину витамина С.
Свежая капуста богата калием, нужным для здоровья сердца. Есть в ней и другие минеральные вещества – кальций, натрий, железо, фосфор, сера, медь и йод. Много в капусте клетчатки, которая препятствует накоплению в организме радионуклидов, других вредных веществ.
Квашеная капуста особенно полезна зимой и ранней весной, она должна появляться на вашем столе хотя бы раз в день.
В школьных обедах практически каждый день вам предлагается витаминная продукция: соки, фрукты, салаты из свежих овощей. Выполнив следующее задание, вы узнаете, на сколько процентов, исходя из суточной нормы, эти продукты обеспечивают ваш организм витаминами.
Задание 5. Решить уравнение (у доски ): Слайд 9
Ответ: 50%
После аварии на ЧАЭС в Беларуси сложились особые условия жизни и питания людей. Нам витамины необходимы больше, чем жителям других
республик.
Глава 4, § 9, № 247
VІ. Рефлексия и подведение итогов
Слайд 10
− Обсуждение плаката «Обед без овощей – праздник без музыки»
Закончите предложение:
− Произведение двух отрицательных чисел есть число …
− Произведение двух чисел с разными знаками есть число …
− Частное двух отрицательных чисел есть число …
− Частное двух чисел с разными знаками есть число …
− Выставление отметок.
Я на уроке узнал…
Мне на уроке понравилось…
Меня удивило, что….
На уроке самым трудным было …
Наибольший интерес вызвало …
Спасибо за урок!
свернуть