Внимательно следите за научно-методической литературой, составьте библиографию литературы по интересующему Вас вопросу.
Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным развитием школьников. Отмечайте при этом Ваши сомнения, неудачи.
Выбирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в Вашей работе и работе Ваших товарищей. Целесообразно взять тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, и постараться оформить ее как можно точнее, конкретнее.
Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт и по-другому. Например, привести в систему Ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений учащихся), сопроводив их краткими разъяснениями.
Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для Ваших выводов. Снова и снова уточните план; уже в нем должна быть отражена основная идея и логика изложения темы.
При написании доклада сначала набросайте черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать "наукообразно". Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов.
Оценивайте практически свой опыт. Сообщая об успехах, не забудьте о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта - результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются ученики.
Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений.
Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.
Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.).
Помните, что, обобщая педагогический опыт, Вы выполняете важную общественную обязанность, способствуете дальнейшему улучшению обучения и воспитания детей, молодежи.
Белорусский язык и литература. Как представить собственный педагогический опыт на квалификационном экзамене / сост.: И.В. Богачева, И.В. Федоров. – Минск: Пачатковая школа, 2013. – 112с.: ил.
Биология. Химия. Как представить собственный педагогический опыт на квалификационном экзамене / сост.: И.В. Богачева, И.В. Федоров. – Минск: Пачатковая школа, 2013. – 120 с.: ил.
Богачева, И. В. Мастер-класс как форма повышения профессионального мастерства педагогов: метод.рекомендации / И. В. Богачева, И. В. Федоров; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск: АПО, 2012. – 98 с.
Богачева, И. В. Обобщение и представление опыта педагогической деятельности: метод.рек. / И. В. Богачева, И. В. Федоров, О. В. Сурикова; ГУО «Акад. последиплом. образования». - Минск: АПО, 2012. – 92 с.
Богачева, И.В. Как подготовиться к защите собственного педагогического опыта на квалификационном экзамене / И.В.Богачева // Біялогія і хімія. – 2013. – №5. – С.33.
Богачева, И.В. Представление на квалификационный экзамен опыта педагогической деятельности / И.В.Богачева // Біялогія і хімія. –2013. – №5. – С.27-32.
Валеев, Г.Х. Обобщение передового педагогического опыта с позиций системно-целостного подхода / Г. Х. Валеев // Педагогика. – 2005. – №5.
Власенко, Н. «От анализа к действию!» (технология обобщения педагогического опыта руководителя физического воспитания учреждения дошкольного образования) / Н. Власенко // Пралеска. – 2013. – №10. – С.3-9.
Гин, С.И. Обобщение опыта: анализ проблем и работа над ошибками: методические рекомендации по описанию опыта педагогической деятельности / С.И. Гин // Народная асвета. – 2014. – №5. – С.35-37.
Запрудский, Н.И. Моделирование и проектирование авторских дидактических систем: пособие для учителя / Н.И. Запрудский. – Минск, 2018. – 336 с. – (Мастерская учителя)
Запрудский, Н.И. Педагогический опыт: обобщение и формы представления: пособие для учителя / Н.И. Запрудский. – Сэр-Вит, 2014. – 256 с. – (Мастерская учителя)
Запрудский, Н.И. Як настаўнікуабагульніць, аформіць і прэзентаваць свой вопыт работы? / Н.И. Запрудский // Физика. – 2013. – №5 . – С.10-15.
Информатика. Физическая культура и здоровье. Трудовое обучение. Как представить собственный педагогический опыт на квалификационном экзамене / сост.: И.В. Богачева, И.В. Федоров. – Минск: Пачатковая школа, 2013. – 112 с. :ил.
История. Обществоведение. Как представить собственный педагогический опыт на квалификационном экзамене / сост. И.В. Богачева, И.В. Федоров. – Минск: Пачатковая школа, 2013. – 72с. :ил.
Кустобаева, Е. К. Управление процессом изучения и обобщения передового педагогического опыта / Е. К. Кустобаева // Методист. – 2002. - № 5.
Левитес, Д. Г. Автодидактика: теория и практика конструирования собственных технологий обучения / Д. Г. Левитес. – М: Изд-во Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2003. – 320 с.
Математика. Физика. Как представить собственный педагогический опыт на квалификационном экзамене / сост.: И.В. Богачева, И.В. Федоров. – Минск: Пачатковая школа, 2013. – 144с. : ил.
Начальная школа. Как представить собственный педагогический опыт на квалификационном экзамене / сост.: И.В. Богачева, И.В. Федоров. – Минск: Пачатковая школа, 2013. – 96с. : ил.
Пахомова, Е. М. Проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта в работе учреждений методической службы / Е. М. Пахомова // Методист. – – № 2.
Пекарская, Е.В. Обобщение передовой педагогической практики в учреждении образования / Е.В. Пекарская // Кіраванне ў адукацыі. – 2014. – №2. – С.44-50.
Праздникова, Г. З. Готовимся к аттестации: технологии обобщения и описания педагогического опыта: практ. пособие / Г. З. Праздникова. – М.: АРКТИ, 2007.
Пуйман, С. А. Педагогический опыт: преемственность традиций и новаторства / С. А. Пуйман. – Минск: БГУ, 1999. – 156 с.
Русский язык и литература. Как представить собственный педагогический опыт на квалификационном экзамене / сост.: И.В. Богачева, И.В. Федоров. – Минск: Пачатковая школа, 2013. – 80с.: ил.
Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко, – М.: Народное образование, 1998. – 256с.
Сурикова, О.В. Рефлексивный анализ профессиональной деятельности педагога: учеб.-метод. пособие / О.В. Сурикова; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск: АПО, 2011. – 96 с.
Терегулов, Ф. Ш. Передовой педагогический опыт: теория распознавания, изучения, обобщения, распространения и внедрения / Ф. Ш. Терегулов. – М., 1991.
Уварова, Н. М. Технология оформления педагогического опыта / Н. М. Уварова, Т. А. Сергеева, Т. В. Максимченко. – М.: Интеллект-Центр, 2003. - 112 с.